Это «ЛУКОЙЛ» и МЧС России провели учения в районе Варандейского нефтяного отгрузочного терминала в Баренцевом море. Они прошли в рамках межведомственной программы и проекта «Единой России» «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов».
С воды и с воздуха
Сценарий - более чем правдоподобный: в челночном танкере на 70 000 тонн, столкнувшемся с судном, - пробоина. На борту пожар, а сырая нефть и трое моряков - в воде. Герметизация первого танка нарушилась, и около 800 тонн нефти попало в море.
Спасатели - на берегу и на воде - двигались быстро, но не суетливо. Ледокол и рейдовый буксир споро рассекали волны по направлению к аварийному судну - им предстояло потушить пламя. Над ними солидно стрекотал Ми-8: вертолёт поднял людей из воды, высадил спасателей на танкер.
После того как пострадавших передали на руки медикам, вертолёт снова поднялся в небо: надо было провести «разведку боем» - оценить нефтяное пятно.
В это время спасатели и экипаж танкера вместе потушили пожар и закрыли пробоину.
Данные, собранные с воздуха, пропустили через компьютер: стало ясно, где и как ставить боновые заграждения с помощью персонала и двух специальных катеров, четырёх «пылесосов» для сбора нефти, буксира и другой техники.
Разлив в районе морского отгрузочного причала был побеждён: 550 тонн «коктейля» из воды с нефтью были собраны в особые ёмкости. Но тут в дело вмешалась погода, и часть пятна прибило к берегу. Нефтяникам и спасателям пришлось привлечь новые силы и средства, чтобы защитить и очистить побережье. Пять дней понадобилось для того, чтобы полностью удалить 3 тысячи тонн грунта, пропитанного нефтью, и вывезти его на специальный полигон. Именно это и предусмотрено учебным протоколом.
Безопасность в условиях Арктики
«Мы придаём первостепенное значение экологической безопасности своих объектов. А морские сооружения работают по принципу «нулевого сброса», - сообщил нашему еженедельнику вице-президент «ЛУКОЙЛа» Анатолий Барков. - Варандейский терминал и его морская часть - безупречны, в том числе и с точки зрения охраны окружающей среды. Однако компания всё равно уделяет огромное внимание его природоохранной инфраструктуре. Ещё в июне прошлого года, задолго до начала эксплуатации этого уникального объекта, мы вместе с МЧС провели командно-штабную тренировку по ликвидации последствий разлива нефти в районе терминала. Она показала, что у нас достаточно опыта и возможностей для безопасной эксплуатации терминала в условиях Арктики. И вот, спустя 4 месяца с момента отгрузки первого танкера, мы решили проверить себя на практике».
Результаты учений будут анализировать ещё несколько дней. Но их руководители уверены, что цель - отработка взаимодействия государственных структур со службами нефтяной компании - достигнута: все сработали, как положено. Уровень подготовки персонала, как и ожидалось, высок, а эффективность и технические возможности оборудования не подвели.