Обстоятельства жизни Вооруженных Сил России в период руководства Анатолия Сердюковапродолжают изучаться различными контролирующими ведомствами.
Солдатские кормильцы с Сейшел
Счетная палата России подвела итоги проверки ОАО «Военторг», выполнявшего в 2011-2012 годах госконтракты по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих.
Проверяющие пришли к выводу, что «цели, заявленные при обосновании необходимости наделения ОАО «Военторг» статусом единственного исполнителя, в части сдерживания роста цен за счет прямого контроля себестоимости оказываемых услуг, сохранения имеющегося имущественного комплекса ОАО «Военторг» и сохранения рабочих мест для членов семей военнослужащих, достигнуты не были».
В размещенном на сайте Счетной палаты России сообщении говорится, что «ОАО «Военторг» самостоятельно услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих не оказывало, а отбор соисполнителей осуществляло при отсутствии каких-либо критериев. Выборочная проверка привлекаемых соисполнителей показала, что они не являлись высококвалифицированными фирмами-аутсорсерами и создавались, как правило, за несколько месяцев до заключения контрактов между ОАО «Военторг» и указанными предприятиями. Уставный капитал этих предприятий составлял от 10 до 20 тыс.руб. Как показали результаты проверки, в общей цепочке организаций, связанных с оказанием услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих, было задействовано от трех до пяти организаций-посредников, что свидетельствует о наличии резервов в части оптимизации расходов на оказание соответствующих услуг».
Выяснилось также, что получателями средств, выделенных на питание военнослужащих, оказывались в итогефирмы, зарегистрированные на Сейшельских островах.
Отчет о проверке Счетная палата направила в Минобороны, в Госдуму, Совет Федерации и Главную военную прокуратуру.
«Экономичный» аутсорсинг
За сухими, казенными формулировками отчета скрывается схема обслуживания военнослужащих, которая была создана в Минобороны в бытность министром Анатолия Сердюкова.
Как известно, одним из краеугольных камней реформы по Сердюкову стал переход к аутсорсингу - передачи сторонним коммерческим организациям части функций по обслуживанию жизнедеятельности Вооружённых Сил. Это должно было не только позволить «разгрузить» армию от таких функций, как уборка, приготовление пищи, стирка и прочих элементов тылового обеспечения, но и сэкономить огромные денежные суммы.
Проведение этой реформы началось с создания теперь уже печально известного ОАО «Оборонсервис», которое стало головной компанией, занимающейся обслуживанием армии. В «Оборонсервис» вошли ОАО «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка».
Всем этим коммерческим организациям передавалось армейское имущество, предназначенное для выполнения тех или вспомогательных работ по обслуживанию войск. Причем, передавалось на безвозмездной основе.
После этого Министерство обороны заключало контракт с вновь созданными ОАО, оплачивая из госбюджета их услуги.
О деятельности непосредственно ОАО «Военторг» подробно писал известный военный эксперт Владислав Шурыгин, затрагивал эту тему и АиФ.ru.
Итак, согласно документам, Министерство обороны безвозмездно передало ОАО «Военторг» армейские бани, а коммерческая структура обязалась осуществлять помывку военнослужащих в банях по цене 25 рублей за человека без учета, мыла, полотенец и других принадлежностей. Цена 25 рублей была заложена на 2011-й год, в 2012-м году «Военторг» мыл солдат уже по 26 рублей 57 копеек, в 2013 году — по 27 рублей 95 копеек.
Если же «Военторг» не мог осилить помывку в армейских банях, то оно организовывал это, так сказать «на стороне», по цене от 108 рублей в 2012 году до плановых 120 рублей в 2014 году. Это притом, что средняя цена при индивидуальном посещении городских бань составляла от 65 до 85 рублей.
Если вас не впечатляют цифры из расчета на одного человека, то вот вам расклад в целом. Предполагалось, что аутсорсинг позволит бюджету сэкономить средства. Так вот, до создания ОАО «Военторг» государство мыло армию за 500 млн рублей в год. В 2012 году то же самое мытье в тех же самых армейских банях обошлось в 793,6 млн рублей, а планы на 2013-2014 годы были и того круче – 840,1 и 1164,1млн рублей соответственно. Впечатляющая экономия, не правда ли?
Стирка по цепочке
Еще веселее обстояло lдело со стиркой белья. Как и в случае с банями, армейские прачечные комбинаты перешли в ведение «Военторга». И если раньше килограмм постиранного там белья обходился в 18-20 рублей, то в 2012 году он стоил уже 24 рубля 22 копейки, а к 2014 году эта цена должна была постепенно вырасти до 26 рубле 98 копеек.
Эксперты говорят, что 24 рубля за килограмм может стоить только элитная стирка.
Но и это еще не все. Что же скрывается под словами в отчете Счетной палаты об «организациях-посредниках»?
Дело в том, что если мылись солдаты до последнего в основном в армейских банях, то вот стиркой белья очень часто занимались гражданские прачечные комбинаты.
Так вот, установленная «Военторгом» и оплаченная Министерством обороны цена подобной стирки составила в 2012 году 39 рублей 97 копеек, а к 2014 году должна была вырасти до 45 рублей.
Между тем, бизнесмены, занимающиеся стиркой белья, признаются – стирать армейское белье невыгодно, заработок минимальный. При этом по 40 рублей за килограмм стирают только белье из лучших номеров пятизвездочных отелей.
Но нюанс в том, что заложенные в договоре 40 рублей до прачечных не доходят. «Военторг», получив контракт с Минобороны, заключает, в свою очередь, контракт с неким ООО «Авеста» на стирку солдатского белья по цене 38 рублей 68 копеек за килограмм.
Но у «Авесты» вообще нет никаких прачечных, и она заключает контракт с целым рядом фирм, которые, в свою очередь , заключают контракты с другими фирмами… Внизу этой пирамиды оказываются все те же гражданские прачечные комбинаты, которые, как и до «аутсорсинга», стирают нехитрое солдатское бельишко по цене 19 – 25 рублей за килограмм, в зависимости от региона страны.
Время для прокуроров
Таким вот образом реформирование армейского хозяйства обошлось госбюджету дополнительными тратами сотен миллионов и миллиардов рублей только на мытье и обстирывании солдат. А если вспомнить, что отчет Счетной палаты зафиксировал аналогичную схему, связанную с питанием военнослужащих, то заявленная изначально «экономия средств» на деле обернулась прямо-таки астрономическим увеличением расходов при том, что на деле и питание, и стирка, и мытье остались прежними.
В выигрыше только бизнесмены, удачно оказавшиеся в нужное время и в нужном месте, словно старатели, напавшие на «золотую жилу».
Счетная палата России констатировала данные факты. Оценивать их теперь должны прокурорские работники.