Похоже, Министерство обороны окончательно определилось с обликом потенциального противника. А без него никак нельзя: отсутствие врага, угрожающего стране хотя бы в вероятностной перспективе, ставит вопрос о целесообразности содержания самой армии. Речь не о Вооружённых силах РФ, а об армии вообще. У России-то как раз врагов всегда хватало - в силу её масштабов, особого географического положения, протяжённости границ, наличия природных ресурсов…
Одна из задач проходящей ныне военной реформы - сделать армию более мобильной, боеспособной, умеющей действовать в выборочных очагах напряжения - чудесным образом совпадает с тактикой противодействия терроризму, который и объявлен врагом № 1 в большинстве развитых стран. Доселе с этим «монстром ХХI века» у нас боролись в основном подразделения ФСБ и МВД. Против десятка-двух отморозков выдвигалась группа спецназа, вполне сопоставимая с ними по численности. При захвате сепаратистами населённых пунктов на Северном Кавказе боевые действия велись всё же на небольшой территории и скромными (по военным, конечно же, меркам) силами и средствами. Но пара десятков отморозков - слишком мелкая мишень для миллионной армии. Чтобы задействовать в борьбе с терроризмом весь свой арсенал (кроме ядерного и стратегического, разумеется, хотя со временем список можно расширить), требуется наделить врага куда большим могуществом. И в ходе учений «Восток-2010» такие сценарии были проработаны…
«На этих учениях мы боремся не против конкретного врага, а против терроризма», - заявил в ходе встречи с журналистами во Владивостоке министр обороны Анатолий Сердюков. Спустя пару дней на полигоне с поэтическим названием «Князе-Волконский» под Хабаровском прошли учения мотострелковой бригады, которая боролась с условным противником, определённым как «незаконные вооружённые формирования». Согласно легенде, противник продвинулся внутрь территории и занял позиции, после чего войскам пришлось применять артиллерию (ствольную и реактивную), танки, самолёты и вертолёты. Как сказано в пресс-релизе, «мотострелки сковывали действия резервов противника с помощью дистанционного минирования местности, уничтожая важные объекты, мосты и броды через реки на пути подходов ударами армейской и фронтовой авиации». В конце концов «воины-дальневосточники уничтожили основные силы и средства незаконных вооружённых формирований и закрепились на указанном рубеже».
Прибывший на полигон главнокомандующий сухопутными войсками генерал Александр Постников заявил: «Один из основных вопросов, который должен быть усвоен каждым командиром в полной мере - это подготовка и проведение спецопераций по уничтожению бандформирований. Мы должны войска к этому готовить». В качестве основной характеристики современных сухопутных бригад Постников назвал «способность перемещаться на большие расстояния и в короткие сроки готовиться к поставленной задаче, применяться в тех регионах, где появилась необходимость».
В тот же день учения со схожими «розыгрышами» прошли ещё на четырёх полигонах Сибирского и Дальневосточного военных округов. Например, на Сахалине отражали атаку условного противника с моря - супостат, согласно сценарию, пытался высадиться на берег. И не спрашивайте, что за террористы обитают в наших морях. В конце концов, те же сомалийские пираты могут захватить судно у берегов Африки, дойти на нём до Сахалина и вероломно вторгнуться на его скалистые берега. Кто знает, что у них на уме, у этих сомалийцев…