Про то, что лучшая в мире зенитно-ракетная система — это российская С-300, у нас знают практически все. Многие слышали, что самолёт-шпион Пауэрса был в 1960 г. сбит комплексом С-75. Кое-кому известно даже, что во время агрессии против Югославии в американский истребитель-невидимку F-117 угодила ракета С-125. А вот о том, что все эти средства ПВО были в разные годы разработаны в Головном системном конструкторском бюро (ГСКБ) «Алмаз-Антей», известно немногим. Последние 9 лет возглавляет эту организацию Игорь Ашурбейли.
Отцы и деды
«AиФ»: — Игорь Рауфович, вы недавно отметили 46-й день рождения. Молодые руководители — это фирменный стиль вашего КБ?
Игорь Ашурбейли: — Собственно говоря, до меня в КБ был только один молодой руководитель. Зато с какой фамилией — Берия! Дело было так. В 1947 г. молодой офицер Серго Берия, сын всесильного зампреда Совмина Лаврентия Берии, защитил в Ленинградской военной академии связи диплом по теме «Наведение самолёта-снаряда на крупную морскую цель». Он был распределён в Специальное бюро № 1 Министерства вооружения СССР, как тогда назывался нынешний «Алмаз-Антей». Так в 22 года Берия стал заместителем начальника КБ, которое вскоре начало работы над проектом зенитной системы с автоматическим наведением вокруг Москвы. В апреле 1953 г. первая ракета успешно поразила над полигоном Капустин Яр цель — четырёхмоторный бомбардировщик Ту-4. Потом Серго Берию арестовали вслед за отцом, в нашу организацию он больше не вернулся. Из-за этого стрельбы по мишени пришлось повторить. Между прочим, Ту-4 вместе с ракетой стоил столько же, сколько строительство жилого дома на 24 квартиры.
«AиФ»: — Куда большим испытанием для «Алмаза» стали 90-е годы. Ведь, говорят, тогда, чтобы собрать электронику для новых ракет, инженеры скидывались и ехали за деталями на Митинский радиорынок.
И. А.: — Про рынок сразу могу сказать: не было такого! Да, радиодетали брали из остатков того, что было произведено в 70-х гг. Зачастую та продукция даже более качественна, чем то, что производится сейчас. Как выживали? Площади в аренду коммерсантам сдавали. Потом приходилось доказывать различным комиссиям, что магазин, торгующий колготками на территории почтового ящика, — это не развал оборонной промышленности, а способ её поддержания. Сейчас, слава богу, аренда перестала быть значимым источником доходов. Но всё равно говорить, что мы выжили, ещё рано. Сейчас на «Алмазе» работают поколения не отцов и детей, а дедов и внуков. Наиболее перспективные молодые кадры ушли в 90-е, осталось старшее поколение. И младшее — в этом году приняли на работу 250 человек в возрасте 25-30 лет. Сейчас самое важное, чтобы «деды» успели передать «внукам» свои знания и умения.
Дырявое небо
«AиФ»: — А удастся ли пережить тяжёлые времена противовоздушной обороне страны? Ведь не секрет, что наши радары просматривают ныне далеко не всё воздушное пространство, а новые комплексы С-300, ставшие во времена СССР основой сил ПВО, давно не поступали на вооружение.
И. А.: — Да, за последние 16 лет на вооружение Российской армии не поступило ни одной системы С-300. У нас их сейчас более 100, но большинство — изготовленные в 70-80-х гг. прошлого века. К 2015 г. их придётся сдать в металлолом. Новые и действительно современные комплексы С-300 «Фаворит» шли только на экспорт, у нас самих таких нет. Мы бы и рады вооружить ими собственную армию, но армия заказывает нам только модернизацию старых комплексов. Это лучше, чем совсем ничего не делать, но… «Запорожец», модернизированный до уровня «Мерседеса», в полном смысле «Мерседесом» не становится.
«AиФ»: — А комплекс С-400 «Триумф», принятый на вооружение в 2007 году, призван заменить устаревшие С-300?
И. А.: — Старые С-300 ПС будут заменяться на комплексы «Витязь», находящиеся у нас в финальной стадии разработки. С-400, по идее, должны закупаться в дополнение к более новым «трёхсоткам» ПМ, произведённым советской оборонной промышленностью в 80-х гг. Кстати, второй дивизион первого полка С-400 через несколько дней встанет на боевое дежурство под Москвой. До конца года будет изготовлена техника для третьего дивизиона.
«AиФ»: — Чем новые С-400 будут лучше проверенных С-300?
И. А.: — Всем! Дальность С-300 не превышает 250 километров, С-400 — 400 км. Количество целей, которые комплекс может сопровождать и сбивать, у С-400 вдвое больше. Грубо говоря, современный комплекс С-300 может сбивать самолёты, крылатые ракеты и оперативно-тактические баллистические ракеты на дальности до 200 км. А С-400 способен поражать всё, кроме межконтинентальных баллистических ракет.
«AиФ»: — Кто же будет заниматься ими?
И. А.: - В 2007 г. Военно-промышленная комиссия при правительстве приняла решение о создании единой системы зенитного ракетного оружия (ЕС ЗРО) пятого поколения. Головной организацией определено наше ГСКБ. В рамках ЕС ЗРО разрабатываются комплексы разной дальности. Самый «ближний», до 5 км («Морфей»), будет на последнем рубеже добивать то, что прорвалось через предыдущие рубежи обороны. Потом идёт система «Тор», работающая на малой дальности. Среднюю дальность прикрывают «Витязи», о которых я уже говорил, далее — С-300 ПМ и С-400. Дальние и верхние рубежи должна сторожить мобильная система противоракетной обороны, которая пока разрабатывается.
Смотрите в инфографике: Как устроен зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф» →
«AиФ»: — Это то, что главком ВВС господин Зелин недавно назвал комплексом С-500?
И. А.: — Отвечу так: пока что единственной системой в мире, которая способна перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты, остаётся советская ещё А-35, система обороны Москвы и московского промышленного района. Она была разработана в НИИ приборостроения, который ныне входит в ГСКБ «Алмаз-Антей». Кстати, 29 октября этого года на полигоне Сары-Шаган в Казахстане впервые за последние 10 лет осуществлён запуск такой ракеты. Всё прошло успешно и подтвердило, что противоракетный щит вокруг столицы всё ещё крепок. По крайней мере, в ближайшие 15 лет об этом можно не беспокоиться. Так вот, очень хотелось бы сделать что-то подобное, но уже не в стационарном варианте, как сейчас, а в мобильном, чтобы комплекс не был привязан к одному городу, а при необходимости мог защитить и Владивосток, и Мурманск, и Сочи.
Досье
Игорь Ашурбейли родился в Баку в 1963 г. В 1985 г. окончил Азербайджанский институт нефти и химии по специальности «Автоматизация систем управления». В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию. В начале 90-х работал в бизнесе, связанном с телекоммуникациями, в 1994-м назначен заместителем гендиректора НПО «Алмаз» по внешнеэкономической деятельности. В 2000 г. возглавил ГСКБ «Алмаз-Антей». Женат, имеет сына.