Примерное время чтения: 6 минут
143

Испытания «Булавы» будут продолжены, несмотря ни на что

15 июля при испытаниях «Булавы» произошла очередная самоликвидация ракеты, после чего, как стало известно, руководитель Московского института теплотехники и генеральный конструктор академик Юрий Соломонов написал рапорт о своей отставке с поста руководителя предприятия и всего проекта.

Отмечается, что отставка еще не принята, но, поскольку сам Соломонов находится в отпуске, исполнение обязанностей гендиректора МИТ возложено на его первого заместителя Александра Дорофеева.

Для официальной смены руководства крупнейшего оборонного предприятия будет организована конкурсная комиссия, которая рассмотрит всех кандидатов на должность. Вероятно, должности гендиректора и генерального конструктора будут разделены. При этом директор будет заниматься исключительно финансово-хозяйственной деятельности, а конструктор - технической стороной проекта, связанного с «Булавой». Не исключается, что в этом случае Юрий Соломонов всё же останется руководителем проекта как его генеральный конструктор.

Р-30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 — для использования в международных договорах; SS-NX-30 — по классификации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твердотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках.

Испытания «Булавы» ведутся с 2003 года. При этом было проведено одиннадцать запусков, из которых шесть — неудачные.  Из-за аварийных запусков увеличивалось число необходимых летных испытаний. Сроки принятия ракеты на вооружение российского ВМФ неоднократно переносились.

Напомним, что решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято 11 лет назад: в 1998 году после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70% комплекса стратегического вооружения «Барк»  вновь назначенный на пост главнокомандующего ВМФ России Владимир Куроедов принял решение о начале нового проекта. 

В итоге Совет безопасности России отказался от разработки Миасского КБ имени Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. Аргументом в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет. Между тем противники такого развития событий указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

После успешных испытаний 29 июня 2007 года было принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты на ФГУП «Воткинский завод», входящем в корпорацию МИТа.

24 мая 2004 года на заводе во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

23 сентября 2004 года с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ был осуществлен успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния.

27 сентября 2005 года был успешно произведен испытательный запуск реального ракетоносителя. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысячи километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

Во время третьего испытательного запуска, произведённого 21 декабря 2005 года, ракета успешно поразила цель. Однако на этом полоса удач закончилась.

Четвертый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей: пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006 года, также закончился неудачно. После нескольких минут полета «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Во время шестого испытательного пуска ракеты 24 декабря 2006 года отказ двигателя третьей ступени ракеты привел к ее самоликвидации на 3-й минуте полёта.

Седьмой испытательный пуск 28 июня 2007 года завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.

Восьмой пуск состоялся 18 сентября 2008 года. Тогда же анонимный источник в Министерстве обороны заявил, что пуск также был успешным лишь частично.

Девятый пуск прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвела успешный пуск «Булавы», программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью.

Десятый пуск произведен 23 декабря 2008 года с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвертым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.

Одиннадцатый пуск: 15 июля 2009 года был проведен очередной (первый в 2009 году) испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным: из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полета. Этот запуск стал десятым испытательным запуском (не считая броскового) и пятым неудачным (седьмым — с учетом двух «частично успешных» пусков).

Сразу после этого Министерство обороны создало комиссию по расследованию причин самоликвидации. Как отметили в ведомстве, ситуация не является драматичной, испытания в любом случае продолжатся, так как альтернативы этой ракете нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах