О том, что сегодня происходит на морских границах России, накануне Дня пограничника, рассказал зам. руководителя Пограничной службы ФСБ РФ - руководитель департамента береговой охраны генерал-полковник Виктор Труфанов.
- Виктор Трофимович, можете назвать самые «горячие» участки морской границы страны?
- Протяжённость госграницы на море составляет свыше 38 тыс. км. Те или иные угрозы имеются на всех направлениях. И всё же наиболее сложная обстановка - на Дальнем Востоке, что связано с колоссальными запасами биоресурсов. Только за 1-й квартал 2009 года задержано 30 браконьерских судов, из них 8 - иностранные. Правда, часто под флагами других стран ходят наши российские суда с нашими же экипажами. Всего же за последние три года за нарушение порядка промысла задержано свыше 1100 судов, привлечено к ответственности более 5,5 тыс. должностных лиц и коммерческих структур. Общая сумма штрафов составила свыше 850 млн. руб.
- Часто возникают ситуации, когда приходится применять оружие?
- Мы действуем исключительно в рамках закона, охраняя границы страны. Вместе с тем только в прошлом году корабли и катера береговой охраны для задержания нарушителей были вынуждены шесть раз применять оружие.
Взять, к примеру, ситуацию с судном «Нью стар» в феврале этого года. Этот сухогруз в нарушение законодательства РФ самовольно снялся с якоря и взял курс на выход из территориальных вод. Капитан выполнял команду владельца судна и на законные требования пограничников, которые соответствовали международному праву (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), не реагировал. 16-часовое преследование судна пограничным сторожевым кораблём и предупредительные выстрелы результатов не дали. Исчерпав все возможные меры для остановки судна, мы вынуждены были начать стрельбу на поражение, после чего сухогруз развернулся в сторону порта. В штормовых условиях у сухогруза вышел из строя главный двигатель, и капитан принял решение эвакуировать экипаж на спасательные плоты. Один из них не был оборудован должным образом, что впоследствии и явилось основной причиной гибели 8 членов команды. Наши же пограничники в сложных погодных условиях, рискуя жизнью, сделали всё от них зависящее для спасения экипажа. За свои противозаконные действия капитан судна осуждён на 3 месяца лишения свободы.
- Факты коррупции среди пограничников бывают?
- Следует признать, что такие факты имеются, и в этих случаях ни о какой так называемой чести мундира речи не идёт. Все выявленные коррупционные проявления пресекаются. Так, в ближайшее время на Дальнем Востоке будет передано в суд дело по офицерам, оказавшим помощь браконьерам, сообщив о времени и местах несения службы пограничными кораблями.
- Получается, что самые злостные нарушители морских границ - браконьеры?
- Нет, это далеко не так. Все те угрозы, которые были раньше, сохранились и сегодня. Самые же значительные угрозы на сегодняшний день - борьба с терроризмом, наркотрафик, незаконная миграция.
- Последние годы, правда, пока на уровне международного права, идут споры по поводу Арктики - чьи же это территории. Но споры могут перерасти в конкретные действия. Вы как-то готовитесь к этому моменту?
- С учётом сегодняшних реалий не только приарктические государства устремили свои взоры на этот регион. В недалёком будущем именно он станет основной сырьевой базой планеты. В рамках закона мы должны не просто охранять госграницу, но и защищать экономические интересы страны. Поэтому мы создаём в Арктике новую группировку сил, которая пополнится современными судами ледового класса.
Вообще, сегодня перестраиваются принципы охраны морской границы. Создаётся автоматизированная система контроля за надводной обстановкой, включающая пограничные средства наблюдения, системы наблюдения других министерств, космическую систему слежения. Внедряем экранопланы, беспилотную авиацию. Приоритетно развиваем оперативную составляющую, что позволяет вскрывать замыслы преступных групп. Так что можно сказать, что морская граница России на замке.