- Недавно ночью сразу несколько машин незаконно пересекли границу с Казахстаном. Вижу, одна несётся прямо на меня: фары выключены, скорость - за сотню, ревёт, как зверь. У нас такие автомобили называют «монстрами», - рассказывает Алексей Щепенко, старший прапорщик одного из пограничных отделений службы в городе Орске. - Не помню уже, как удалось увернуться от удара, только лицо ветром обожгло. А машина уходит в степь - водитель на предупредительный выстрел не реагирует. Пришлось дать очередь из автомата по скатам. Проехав сотню метров на спущенных колёсах, машина наконец остановилась.
«Монстр» - это УАЗ «Патриот» грузовой модификации. Контрабандисты его «дорабатывают»: форсируют движок, усиливают ходовую часть, на бампер наваривают «кенгурятник» - приспособление из труб, которым таранят автомобили пограничников. Позади кресла водителя устанавливают бронированный щит - на случай обстрела. Над задними колёсами - ящики для «ежей», колючек из проволоки (см. фото). Рычаг для открытия ящиков находится у водителя. После сброса «ежи» разносит по дороге до 50 м в ширину - преследовать машину становится небезопасно. И мчится «монстр» по бездорожью со скоростью до 130 км в час с грузом под тонну, сметая всё на своём пути.
Трансграничные преступные группировки, нелегально ввозящие в Россию китайский ширпотреб сомнительного качества, - большая головная боль, признаёт генерал-майор Александр Гуков, начальник Погрануправления ФСБ России по Оренбургской области. По его словам, в 2008 г. изъяли контрабанды на 29 млн руб., в прошлом - уже на 125 млн. Наиболее сложная обстановка - на Орском направлении, где крупные населённые пункты расположены рядом с границей. Контрабандисты могут там быстро «раствориться» вместе с товаром… В прошлом году пограничникам только на этом небольшом участке пришлось 19 раз применять оружие. Для сравнения: по всей России в 2009 г. оружие на границе использовалось всего 90 раз!
«Хищники» в степи
- А где же граница и как она охраняется? - удивляюсь я, оглядываясь кругом: ничего, кроме бескрайних степей, не вижу. Ледяной ветер «бишкунак» («пять товарищей») пронизывает насквозь. Вместе с майором Александром Серёгиным, врио начальника погранотделения, мы идём по одному из участков границы.
- Вот здесь будем устанавливать пограничные знаки, - показывает он. - Контрольно-следовой полосы, колючки и прочего действительно нет. Граница охраняется с помощью современных средств: камер дальнего телеметрического наблюдения, радиолокационных систем, прожекторных станций нового поколения... На этом участке установлен единственный в России стационарный пост технического наблюдения под названием «Рассказ». С его помощью в режиме реального времени мы контролируем наземную обстановку в радиусе до 15 км, обнаруживаем и распознаём неподвижные и движущиеся цели - в любую погоду и даже ночью.
Контрабандист Ерикбай ещё недавно был такой «движущейся целью». Его, 50-летнего местного жителя, задержали накануне ночью за рулём «монстра». Остановился только после стрельбы. Общаюсь с ним, выясняю: живёт бедно, трое детей, один из них - инвалид. Долго не работал. Почему пошёл на нарушение закона? Ответ стандартный - хотел заработать: неизвестный попросил за 5 тысяч рублей перегнать машину. Что в кузове - не знает. О протараненных им пограничных автомобилях - ни слова. Правильно отвечать на вопросы Ерикбая научил адвокат, посетивший его с утра. Неужели у этого бедняка - собственный юрист?
- А чему тут удивляться, - говорит полковник Юрий Кудрявцев, начальник службы в городе Орске. - Нам противостоят не кустари-одиночки, а хорошо организованные группировки, которым по силам обеспечить юридическую защиту своих «бойцов». В 2009 г. только на нашем 800-километровом участке границы действовали около 30 таких групп. Сегодня их стало меньше наполовину, не без нашей помощи. «Бизнес» контрабандистов требует затрат. Они закупают дорогие импортные снегоходы. Используют большегрузные «МАЗы», «КАМАЗы». Как-то мы задержали две такие фуры с товаром на 58 млн руб. - это если считать по оптовой цене, по рыночной выйдет в 3-4 раза дороже. Каждая машина комплектуется «набором контрабандиста» - прибором ночного видения, радиостанцией, GPS-навигатором - для «пробивания» маршрута. Один из мафиози приобрёл даже тепловизор, чтобы отслеживать перемещение объектов в ночное время.
Штраф - 500 руб.
По словам Юрия Александровича, на содержании у мафиози - целый штат подельников. Есть своя разведка, пасущая пограничников: кто, куда и на чём поехал. В «операции» участвуют до 20 человек.
Между тем с недавнего времени бороться с контрабандой стало сложнее. Тому причиной - поправки в закон: уголовная ответственность отныне наступает за незаконное перемещение товара не на 250 тыс. руб., как раньше, а начиная с 1,5 млн. «Особо крупный» размер увеличен с 1 до 6 млн руб. Пользоваться малогабаритными «монстрами» становится безопасно: в случае задержания водителя оштрафуют от силы на 5 тыс. руб. Лишь единожды за все эти годы и лидер преступной группировки, и его подручные получили реальные сроки. Чаще же «законным владельцам» возвращают даже отобранный транспорт - и преступники опять принимаются за свой бизнес.
Накануне моего отъезда в военный городок доставили очередной «улов» пограничников - 15 тюков с обувью, килограммов под двести каждый, и столько же - с автозапчастями. По оперативным данным, на границе Казахстана с Россией сосредоточено огромное количество китайского ширпотреба. И скоро весь этот поток хлынет к нам, разоряя отечественных производителей. Вся надежда - на «зелёные фуражки».