aif.ru counter
8398

Почему православным не нравится 8 марта

Международный женский день – наверное, единственный праздник, который остался любим и дорог нашему народу несмотря на свое...

Кто-то от всего сердца дарит дорогим ему женщинам цветы и стремится оказать им внимание. Кто-то не только не признает женский день, но и активно выступает против. Каково же православное отношение к этому празднику?

Лично мне праздник 8-е марта в современном виде не очень понятен. В советское время это был «красный день календаря», день, когда чествовали первых революционерок, а вслед за ними и всех советских женщин, внесших свой вклад в дело Октябрьской революции. Заодно не могли не почествовать и советскую власть, даровавшую женщинам «права и свободы». Во времена перестройки коммунистическая основа, придающая этому празднику некоторую осмысленность, ушла, освободив место для торжествующего в наши дни романтического культа женственности.

Для меня до сих пор нерешенными остаются некоторые вопросы. Что это за день женщины как таковой? В чем заслуга большей части жителей России, имевшей счастье родиться женщинами? Что мы празднуем? Однако отсутствие ответов и неприязнь к коммунистической идеологии никогда не мешали мне понимать, что логика и знания тут ничего не решают. Слабая половина человечества, принимая доводы и исторические справки разумом, сердцем отвергает все это и ждет того, что бесконечно дорого в любое время: заботы и внимания безотносительно своих личных качеств и заслуг. То, что у меня есть некоторые недоумения, совсем не значит, что я не признаю 8 марта или отвергаю его. Я вижу и знаю, насколько женский день значим и любим. Более того, я вижу, что и православные женщины и девушки вопреки анти-клара-цеткиновской пропаганде, стараются в этот день одеться понаряднее, ждут в этот день поздравлений, надеются на оказанное внимание и очень радуются букетикам первоцветов.

Для себя я понял, что в данном случае не важно мое отношение, важно откликнуться на возможность сделать добро, послужить тем, кто рядом, доставить радость знакомым женщинам.

О неприятии праздника православной общественностью

Напомню, что в основе православной критики лежит неприятие самих истоков праздника: коммунистических и, как это ни странно прозвучит, иудейских, возникших в результате новейших изысканий некоторых богословов. Но это скорее повод для отвержения, чем серьезный аргумент. Для всех очевидно, что ни одна женщина 8 марта не вспоминает Розу Люксембург или праздник Пурим, для нее это просто женский день, ее день.

Более серьезным мотивом для критического взгляда на 8 марта следует признать вполне оправданное неприятие православным сознанием безответственного романтизма, культа сексуальности и эмансипации, навязываемых современной культурой. В этом смысле православные традиционны и отстаивают некоторые ключевые для христианства ценности, среди которых одна из первых – семья. Семейной жизни трудно начаться и состояться без ответственности, понимания уникальности призвания мужчины и женщины, без желания иметь детей. Христианство отвергает пренебрежение семейными ценностями в разных сферах современной культуры, в том числе и в философии праздника 8 марта.

Наряду с такими рассуждениями присутствует и более радикальная точка зрения, отвергающая этот праздник вовсе. Она по сути ультимативна: если нельзя сделать церковным, надо отвергнуть. На деле это порой проявляется в категоричном отказе православных христиан от поздравлений в этот день и от празднования его с неверующими друзьями.

Думаю, такой подход продиктован неадекватной оценкой своего положения в стране и обществе, недопониманием того, что православные царства и империи, православная культура, православное традиционное воспитание, да и вообще традиционное общество ушли в прошлое. Да, христиане, христианские семьи призваны по силам воплощать в своей жизни некоторые из идеалов прошлого социального устройства, но массовое воплощение этих моделей невозможно, это надо признать.

Сам подход к женщине, воспеваемый праздником 8 марта, мало совместим с православным мировоззрением и тем более с традиционной ролью женщины в семье, обществе и Церкви. Да в прошлом жизнь женщины была другой. Некоторые считают, что эта жизнь больше соответствовала женской природе. Но теперь-то все это ушло и ушло навсегда. Пора признать такое положение вещей и исходить из этого. Несколько поколений женщин за добрую сотню лет воспитаны на либеральных основах, где царствует романтизм, где роль женщины определяется совершенно иными, социальными ценностями и моделями, эпохи постиндустриализма. Женщины включены в производство, они составляют около половины всей рабочей силы страны. Экономическая независимость и наличие противозачаточных средств дали женщинам социальную независимость и возможность жить самостоятельно. Православие сегодня живет в совершенно ином мире, чем даже 80 лет назад. Поэтому оголтелую критику и огульное отвержение праздника 8 марта нельзя считать адекватными.

Совершенно карикатурно, надуманно выглядят попытки ввести свой альтернативный православный женский праздник в День памяти святых жен мироносиц. Тех женщин, что вопреки опасности, пришли совершить обряд погребения над умершим Христом и тем самым стали первыми свидетельницами Воскресения Христова. Совершенно очевидно, что этот церковный праздник, воспевающий веру и подвиг конкретных женщин, призывает христиан подражать именно этим их качествам, а не женственности как таковой. Праздновать подвиг веры и естество природы одновременно невозможно. Радовать же одних только православных женщин цветами и подарками, выделяя их особую православную женственность, по меньшей мере странно.

Какое же возможно отношение?

Я думаю, что в советское время православные христиане более трезво реагировали на окружающую действительность. Они четко понимали свою роль и свои возможности. Было очевидно, что православие на грани исчезновения, жить амбициями и мечтами, требовать, чтобы мир перестроился, невозможно. Надо было жить своей жизнью, созидать Церковь и личную христианскую жизнь. Я не помню, чтоб так откровенно в начале и середине 90-х противились 8 марта, как это происходит порой сейчас в православной среде. Возможно, было живо понимание, что это не просто государственный праздник, который не будет отменен, но и один из немногих праздников, который нравится людям.

Надо признать, что праздник 8 марта как нельзя лучше соответствует сложившемуся в обществе положению вещей, от женского дня невозможно просто отмахнуться. Женский день надо принять как данность нашей общественной и государственной жизни, как нечто важное для десятков миллионов наших сограждан, и строить свое отношение исходя из этого.

Создавать альтернативные православные праздники не имеет смысла. Идеи, наполняющие светские торжества и веселья, невозможно вместить в дни церковного календаря. Церковный календарь существует для тех, кто считает себя христианином, светский – для всех желающих. Пока со стороны Церкви нет официального заявления о том, что тот или иной праздник неприемлем для христиан – участие в нем личное дело каждого.

Могут ли христиане наполнить празднование 8 марта своим смыслом? Воспользоваться как поводом, чтобы поздравить женщин с их днем, прославляя при этом не эмансипацию и сексуальность? Конечно, могут. Христианству есть что сказать о женщинах и женщинам.

Да, это будет особый контекст, особое видение, но оно будет не менее радостное и торжествующее, чем то, к которому все привыкли. Прежде всего это может быть радость о том, что Бог сотворил женщин и тем восполнил мужское бытие. Женщина - существо во многом иное и в то же время способное многим обогатить жизнь мужчин. Эта уникальность природы говорит об уникальности призвания, об особой роли женщин, и это тоже достойно воспевания и радости. Известный английский писатель Гилберт Честертон писал, что любовь мужчины и женщины прекрасна и их союз - это чудо и радость именно потому, что они разные, а если бы все люди были одинаковы, то скучный вышел бы роман.

Женский день может стать праздником, когда христиане воспевают женщин как жен и матерей – тех, без кого невозможно было бы семейное счастье, радость иметь и растить детей. Ведь семья имеет не только богословское измерение, но и простое человеческое, в котором женщина, ее труд, ее любовь достойны всяческих похвал. Любая женщина, будь она христианка или нет, нуждается в мужском внимании и заботе, надеется на понимание и поддержку.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (7)
  1. Антон1987
    |
    11:37
    23.02.2012
    0
    +
    -
    Раньше отношение церкви не было столь негативным потому-что и люди намного чаще уважали мнение православия! Я считаю что 8 марта остаток той навязаной идеологии которая осталась с "красных" времен. Смешно смотреть когда все мужчины в один день бегают как стадо. А остальные 364 дня что? Как говорит автор этой статьи цитирую : Экономическая независимость и наличие противозачаточных средств дали женщинам социальную независимость и возможность жить самостоятельно.-конец цитаты. И где это вы видели независимость экономическую? Если все и вся сейчас от кого-то да зависят начиная от детей и заканчивая государствами и их кредиторскими обязанностями перед странами! Мир катиться в низ! У каждого свое место как у женьщины так и у мужчины! И восполнение прав одним нарушает равновесие, что приводит к дизбалансу!
  2. remvord
    |
    10:55
    07.03.2012
    0
    +
    -
    имелась ввиду видимо "локальная независимость" а вы замахнулись на страны...т.е. женщина может не думать о поддержке мужчины, закон его нагнёт без проблем и выплатит мужчина всё сполна...ну а если не выплатит то есть работа с з.п. больше чем у многих мужчин - независимость! больше не нужно сильного плеча - всё можно купить в супермаркете...локальная независимость своего рода...нарушен порядок вещей, но так вечно продолжаться не может...
  3. мнение
    |
    17:14
    07.03.2012
    0
    +
    -
    ЦИТАТА: "Прежде всего это может быть радость о том, что Бог сотворил женщин и тем восполнил мужское бытие. Женщина - существо во многом иное и в то же время способное многим обогатить жизнь мужчин. Эта уникальность природы говорит об уникальности призвания, об особой роли женщин, и это тоже достойно воспевания и радости." МНЕНИЕ.. 1)ПРО ЗАСЛУГИ.. "..радости и воспевания.."? Да! Но КОМУ? Не Бога -Творца ли заслуга, который сотворил и небо и землю, и все что между ними, И ЖЕНЩИНУ! так кого воспевать? и за что..? 2) ПРО ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПИСАНИИ и в жизни (для размышления о ЭМАНСИПАЦИИ, как корня праздника независимости, и о подмене понятий) Написано в 1Тимофею 2:9-14 "..9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. 11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;.."
  4. Михаил П
    |
    00:50
    08.03.2013
    0
    +
    -
    Юрий Белановский: "Думаю, такой подход продиктован неадекватной оценкой своего положения в стране и обществе, недопониманием того, что православные царства и империи, православная культура, православное традиционное воспитание, да и вообще традиционное общество ушли в прошлое." Юрий! Ну что за пакость?!! Я, православный, по фамилии Пономарёв, недооцениваю своего положения в стране? И, если православие в прошлом, то что в будущем? "Да, христиане, христианские семьи призваны по силам воплощать в своей жизни некоторые из идеалов прошлого социального устройства, но массовое воплощение этих моделей невозможно, это надо признать." Ваше пророчество, Юрий Белановский, на мой взгляд, от лукавого..... Слва Богу, есть провидцы более вызывающие доверия: ""До рождения антихриста произойдёт великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдёт гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение Церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе...". (прп. Серафим Саровский. 1832 г.) Слыхали о таком, Юрий? Так что, полагаю, это Вам ещё не поздно оценить своё положение и выбрать верное направление.... Подумайте.... С Богом!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как стирать вещи, чтобы они не сели?
  2. Какие фильмы бесплатно покажут в Москве на «Ночи кино»?
  3. Что будет, если не оформлять СНИЛС?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ