Быть может, поэтому термин «Центр управления в кризисных ситуациях», он же ЦУКС, кажется каким-то непривычным. Помилуйте, разве кризисом вообще можно управлять?
Визит в этот самый центр показал, что можно. Во всяком случае мне, человеку неискушённому, но большому любителю космической фантастики, показалось, что любым кризисным ситуациям в Москве скоро прикажут долго жить. Шаг в диспетчерский зал ЦУКС непостижимым образом перенёс меня то ли в «Star Trek», то ли в «Звёздные войны». Кроме того, в памяти всплыли выражения: «Хьюстон вызывает «Аполлон» и «Поехали!», что было вполне логично - огромный экран с малопонятными символами, длинные столы с компьютерами, люди в униформе, равномерный гул голосов. Однако вместо «Поехали!» и «Хьюстон вызывает «Аполлон» мелькали слова «задымление» и «возгорание», а также московские адреса. Впрочем, ни интереса, ни прямо-таки мальчишеского восторга не убавилось от того, что попал я не к космонавтам, а к пожарным. Скорее наоборот - так и потянуло попробовать самому, ну или хотя бы узнать, как всё устроено.
Берегите женщин
«Насчёт попробовать самому даже и не надейтесь, - строго сказала начальник дежурной части службы «01» подполковник Валентина Бондаренко. - Впрочем, если так уж хочется, то извольте пройти военно-врачебную комиссию с результатом «Первая группа здоровья», потом сдать нормативы по физподготовке, получить профильное образование, а также отучиться на специальных курсах… А ещё будьте готовы к смене с 9.00 до 21.00, когда на сон выделяется 4 часа, но и те не всегда удаётся использовать. Так что без умения быстро засыпать и быстро просыпаться и с ходу включаться в работу не обойтись. Кстати, вы заметили, кто у нас работает?» Я покрутил головой и понял, что среди диспетчеров нет ни одного мужчины. «Женщины объективно быстрее восстанавливают свои силы после короткого сна, ну и, что греха таить, более усидчивы, терпеливы и внимательны. Так что давайте лучше я расскажу, как всё устроено».
Честно скажу: как именно всё устроено в ЦУКС - я так и не понял. Усвоил только то, что данные обрабатываются в уникальной программе, в совокупности с профессионализмом диспетчеров это даёт отличный результат - между звонком в службу «01» и выездом расчёта проходит не более 45 секунд. «Бывают, конечно, и ложные вызовы, - продолжала подполковник. - Но не все они злонамеренные и хулиганские. Вот над сверхбдительными пенсионерами смеются. А зря. Был такой случай: звонит нам дедушка и рассказывает, что страдает бессонницей, а потому имеет привычку наблюдать за окрестностями в полевой бинокль. И вот ему показалось, что где-то полыхает зарево. Ни точного адреса дать не может, ничего. Но расчёт выехал. Так он направлял их по телефону из своего «наблюдательного пункта», а в результате оказалось, что и впрямь пожар».
НЛО атакуют?
Ритм работы диспетчеров начал приближаться к ритму хорошей швейной машинки. «Это вам всё с непривычки кажется, - вздохнула начальник дежурной части. - Самые жаркие денёчки для нас - Новый год и 8 Марта. В ожидании боя курантов москвичи, которые с нами уже имели дело, благодарно вспоминают, что «ребят обязательно надо поздравить». 8 марта - признаются в любви, читают стихи, пробуют даже заигрывать и ухаживать по телефону… Мы за это стараемся не ругать и не отчитывать, просто благодарим и ссылаемся на то, что служба не ждёт. Но есть такие, кто, видимо, спутав спьяну номера точного времени и наш, звонит и интересуется, который час».
Справа от нас раздались неуместное вроде бы слово «кошка?» и короткий треск клавиш. «Да, нам звонят и по поводу зависших на дереве кошек, - улыбнулась Валентина Бондаренко. - Такие звонки мы переключаем на гражданскую службу, и уже они высылают свои расчёты. А вот весной-осенью начинаются звонки от неадекватных граждан. Один помешан на американских шпионах. ЦРУ за ним, видите ли, охотится с тех самых пор, как он освободил энергию апельсинового зёрнышка, и только московская служба МЧС может его спасти. Другой заявляет, что в районе его дома регулярно летают НЛО, а поскольку рядом проходит ЛЭП, то звонящего беспокоит, как бы инопланетные тарелочки не повредили провода и не устроили пожар. Жалуются и на соседей, мол, включают генераторы, от которых чешется в зубах и пропадает всякое желание работать…»
Честно скажу - от последних слов мне стало не по себе. Похожие приступы я и сам иногда ощущаю. Однако надоедать службе «01» не буду. Справлюсь сам.
Кстати
30 апреля пожарной охране России исполняется 360 лет, а пожарной охране столицы - 205. В связи с этим «АиФ» и Главное управление МЧС России по г. Москве приглашают читателей принять участие в конкурсе на лучший кроссворд, посвящённый благородному делу борьбы с огнём. Конкурс откроется 11 февраля и продлится чуть более 2 месяцев - до 15 апреля. Самый интересный кроссворд будет опубликован в газете 29 апреля. Победителей ждут призы, а вот какие - пока секрет.
Справка «АиФ»
Если вы заметили задымление или возгорание, а также нарушение правил безопасности при разжигании костров или работе с огнём, звоните:
- Со стационарных городских телефонов и таксофонов - 01.
- Абонентам сети МТС - 010.
- Абонентам сетей «Билайн» и «Мегафон» - 112.
- Абонентам сети SkyLink - 01.