Учителя обычных школ редко поднимают детей, думая, что сидя им удобнее и привычнее. Дома родители разрешают делать уроки на диване. И уже в первый класс 90% малышей идут с нарушенной осанкой, и она от класса к классу становится только хуже. «Это «засиженные» дети, - уверен Владимир Базарный, руководитель лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Подмосковья, доктор медицинских наук. - Малышей усаживают за стульчики и столики, навязывая им неестественное для их возраста положение. Ребята быстро утомляются и стремятся пристроиться «поудобнее»: расслабляют спину, шею, поджимают ноги. И в результате - головные боли, утомляемость, снижение зрения, сколиоз».
В. Базарным разработана конторка - особая парта, которая обеспечивает учащимся так называемый режим телесной вертикали, когда склоняться над учебниками и сутулиться нет никакой необходимости. Конторка регулируется по высоте, имеет наклонную столешницу, и к ней прилагается специальный массажный коврик для ног.
«Многие взрослые, вставшие за такую парту, смогли побороть болезни спины, заболевания глаз и другие недуги, вызванные сидячим образом жизни, - рассказывает В. Базарный. - Кстати, за конторкой работают и президент России, и председатель Совета Федерации».
Больше 20 лет московская школа № 760 использует здоровьесберегающие методики обучения: занятия за партами-конторками в режиме динамических поз, когда дети не стоят или сидят всё время в одном положении, а постоянно двигаются. Кроме того, в каждом классе есть тренажёры для глаз, и пишут дети перьевыми ручками, используя чернила.
«В нашей школе есть два вида учебной мебели: парты для занятий стоя и сидя, - рассказывает Владимир Гармаш, директор школы № 760. - Через каждые 15 минут по сигналу дети меняются местами. В классах есть специальные офтальмотренажёры для глаз - фонари с картинками. они загораются в произвольном порядке, а ребята должны следить за огоньками и хлопать в ладоши, как только заметят свет».
Около сотни московских школ используют здоровьесберегающие технологии. Правда, не в каждой есть весь комплекс методик, в основном конторки и офтальмотренажёры. «Это действительно полезно для здоровья детей, - утверждает Владислав Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, - поэтому рекомендовано нашим институтом и прописано в новых стандартах образования, которые ещё не приняты, но в порядке эксперимента апробируются в 14 регионах России. И опыт школ, практикующих такую форму преподавания, говорит о том, что дети легче справляются с нагрузками и меньше устают».