- Как чувствует себя «АиФ» в период кризиса? Будете ли уменьшать количество страниц?
- В ближайшие дни будет совет директоров, на нем я буду настаивать, чтобы не снижался объем или снижался минимально. Он все-таки снизится, поскольку, как говорят маркетологи, рекламы будет меньше. Совсем без рекламы газета не может выходить. Нужны разумные пропорции. В этом году мы добились того, что объем рекламы сократили до 35%, хотя по закону разрешается 40. Мы все заинтересованы, чтобы кризис побыстрее прошел, чтобы не был таким серьезным, как пытаются некоторые нас пугать. И будем максимально сохранять объем газеты, чтобы было что почитать. Тем более что именно в кризисные дни людям важна и ценна, и зачастую жизненно необходима информация.
- Много посланий от читателей, которые хвалят газету. Что скажите на это?
- Спасибо. Недавно проводился опрос по поводу отношения к СМИ, доверия к прессе, и по этим опросам видно, что после событий в Цхинвале доверие у многих СМИ стало падать, и кризис, к сожалению, для наших коллег, эту тенденцию продолжил. Многие считают, что СМИ не пишут реально и честно о том, что происходит, о причинах кризиса, состоянии экономики. Соответственно, не дают реальной картины будущего. Хотя надо сказать, что этой картины никто не знает. Все экономисты путаются в показаниях, сколько кризис продлится, когда начнем выходить. Говорят, что средств хватит на поддержание бюджетников до 11-го года. Вот то, что кризис будет продолжаться до 11-го года, - это самый пессимистичный прогноз. А за оценку газеты спасибо читателеям.
- У нас в гостях недавно была декан журфака Елена Вартанова, она сказала, что это мировая проблема, что повсюду перестают верить СМИ.
- Думаю, что у нас в стране уровень доверия гораздо ниже. Хотя и в мире, в частности в США и в Англии, пресса показывает себя очень однозначной и заданной, например, в освещении событий в Южной Осетии. У нас сама система власти сложившаяся выстроена как вертикальная, это имеет свои плюсы с точки зрения управляемости, но и минусы - страдают демократические институты, в том числе СМИ.
- Как отразится финансовый кризис на СМИ? Будут ли и дальше процветать «желтые» газеты, или им на смену придут серьезные аналитические издания?
- Пострадают в кризис многие издания, в первую очередь так называемые гламурные, то есть глянцевые журналы. Те, которые недавно вышли на рынок, или искусственно, за счет спонсора, выходили в свет и засоряли нормальный издательский бизнес. К сожалению, нормальные газеты могут пострадать, малотиражные, потому что реклама в последнюю очередь будет доставаться многотиражным изданиям. Тяжелая судьба может быть у региональных СМИ. Там всегда было негусто с рекламой, но сейчас будет сложнее. Хотя пока возникают моменты, когда рекламодатель, не имея больших средств, точечно заказывает рекламу в тех регионах, где она необходима. Такой экономный подход поддерживает региональную прессу. «АиФ» тоже потеряет какой-то процент рекламного бюджета, но мы надеемся, что он будет не очень большой.
- Хочу сказать, что совсем без рекламы нельзя. Сейчас издержки на производство, бумагу, распространение, редакционная часть составляет здесь меньшую цифру, настолько высоки, что средства, которые мы получаем от продажи, не покрывают эти затраты. Поэтому приходится в любом случае размещать рекламу, а сколько - это воля издателя, владельца. Можно чуть больше или меньше - в зависимости от поставленных задач.
- Некоторые читатели жалуются, что в газете много рекламы товаров сомнительного происхождения…
- Вечный вопрос, когда общаешься с читателями. Нам самим это не нравится. Но это нас не оправдывает. Мы, в отличие от других изданий, рекламу отсеиваем. Сомнительная идет у нас крайне редко. Мы стараемся рекламу контролировать, и, если обманывают, просим читателей сообщать нам. У нас с «сомнительными» рекламодателями существует предварительная договоренность - как только обманывают, мы требуем, чтобы то, что обещали, отдали или разрываем отношения. Я бы, честно говоря, и от водки отказался, которую мы вынуждены рекламировать. Все рекламируемые медицинские препараты имеют лицензию, мы проверяем, но есть ощущение, что это не стопроцентно надежный продукт. Я согласен с читателями.
- Николай Иванович, будет ли «АиФ» что-то делать в регионах, может быть, проводить какие-то акции, чтобы поддержать дух своих читателей во время кризиса?
- Сейчас не могу назвать точно, что будем проводить. У нас в большинстве регионов существуют хорошие команды, это или наши дочерние предприятия, или надежные партнеры. Мы постоянно проводим мероприятия, акции. Они больше попадают на весну и осень, лето как-то выпадает, новогодние праздники тоже. Думаю, что все эти мероприятия надо будет как-то соизмерять, в том числе и с кризисом. Если говорить в целом о содержании газеты, мы сейчас стараемся давать больше полезной информации, не только о причинах кризиса и его перспективах, но и которая помогала бы людям в их отстаивании прав перед работодателем или в том, чтобы бизнесмены смогли более точно себя вести в плане выплаты налогов и так далее. Правительство и Дума сейчас постоянно придумывают что-то новое, изменения есть. Как устроиться на работу, удержаться на ней, как сделать так, чтобы нерадивый начальник быстро не уволил и человек не пострадал… Аспект, связанный с работой, с пенсиями, с пособиями, обеспечением лекарствами, - это будет как раз приоритетом в публикациях.
- Какие новые рубрики вы хотите представить читателям «АиФ» в новом году?
- Считаю, что неправильно - с нового года новая газета. Читатель подписывался и покупает, потому что есть преемственность. Будет антикризисная тематика, мы ввели соответствующую рубрику. Тема поддержки отечественных товаров – «За родное!». Поскольку давно мы эту линию проводили у себя и принуждали силой слова власть, чтобы она ушла, слезла с импортной иглы. Мы сидим и на экспортной игле, продавая ресурсы, и на импортной, когда у нас до 90% лекарств импортируются, около половины продовольствия завозим. Весь комплекс проблем - и трата с трудом добытых денег, и закрытие собственных производств, и потеря позиций, когда то, что мы могли делать у себя, все это теряем и только смотрим на эти яркие зарубежные упаковочки, которые не всегда и лучше. Продовольствие, лекарства и другие товары многие вполне могут быть конкурентоспособны, но мы их низкими по цене импортными товарами задавливаем. Эта тематика будет продолжаться.
Речь не столько о конкретных рубриках, важна линия газеты, куда мы будем двигаться. Безусловно, будет продолжаться линия противодействия с властями в их глупостях, нерешительности, недальновидности. Мы тоже не истина в последней инстанции, но мы аккумулируем мнение наших многочисленных читателей, вокруг нас сконцентрированы эксперты разных направлений. У нас выступают и те люди, которые были у власти, но ушли, и те, которые в оппозиции, и те, которые не в оппозиции, но имеют собственное мнение. В их столкновении видно, что есть рациональное зерно, которое не воспринимается сегодня.
Много наших публикаций брались на вооружение и высшей властью. Приятно это читать и слышать из их уст. Жалко, что это приходит, как гласит народная мудрость, «мудрая мысля приходит опосля». Например, как только начали выдавать кредиты банкам, мы стали говорить, что нужно продумать сначала механизм, который позволял бы не допустить, чтобы деньги оставались у банков, чтобы они шли предпринимателям, в бизнес, в социалку. Надо было, чтобы прошло больше месяца после нашей публикации, и сейчас что-то начинает делаться, и прокуратура занимается, и Дума принимает соответствующее решение. Это было очевидно с самого начала. Можно встать на место финансистов и понять, каково им: рубль падает, доллар растет, нужно перевести деньги в доллары. Кредитовать отечественного производителя страшно, потому что неизвестно, кто выживет. Нужно было точно прописать ставки, по которым они должны ссужать реальный бизнес. Мы будем продолжать стимулировать, вводить информационные инъекции власти. Что радует, при этом негативе, где-то, видимо, это доходит до ушей власть предержащих, потому что на таких общениях с читателями задается вопрос: читают ли вас Путин, Медведев, депутаты? Люди не видят, чтобы реальные предложения были реализованы. Сейчас можно сказать, что читают, слушают. Хотелось бы только, чтобы это было до того, как принимаются решения.
- Почему подписка в Москве стоит дороже, чем покупка газеты в розницу? Может быть, подписчики получают какие-то дополнительные приложения?
- Это издержки формирования цены. Дело в том, что и в розничной сети большие накрутки - до половины цены. Но там, по крайней мере, существует рыночная конкуренция, и цены держатся. Что касается подписки, там монополизм процентов на 80. То есть мало рыночных подписных агентств, им трудно встать на ноги, все занято «Почтой России». В последние годы шла активная борьба, мы привлекали и депутатов, и сенаторов, и министров, дошли до президента, уже в открытом столкновении, когда центральные издания собирались опубликовать протестную акцию – выйти с пустыми страницами, после этого начался более активный диалог, президент Медведев нас поддержал. Мы добились того, что цены не скакнули резко. Но все равно они монопольно высокие. И сколько бы мы ни снижали свои цены, все равно добавляется за объем газеты, за подвозку и так далее. Сторонникам социалистической системы могу сказать, что нет ничего страшнее монополиста на рынке.
- Вопрос от читателя. Почему на фото Татьяны Голиковой, министра здравоохранения и соцразвития, помещенных рядом с ее унылыми ответами на вопросы читателей, всегда счастливое улыбающееся лицо? Что она звезда телешоу или у нас прекрасно обстоят дела в здравоохранении и социальной сфере?
- Мы возьмем другую фотографию, читатель прав. На моем комментарии тоже раньше стояла фотография, и читатели говорили, какой грустный там и суровый. Я прислушался - поменял фотографию. Потом написал резкий комментарий, прислали новое сообщение: как можете улыбаться, когда речь о таких серьезных вещах. Надо и на это обращать внимание.
Что касается Голиковой, хороший министр, я с ней общался, очень часто обращаемся туда за разъяснениями. Видно, что человек неравнодушный и не так однозначно настроенный на одну схему. Нельзя быть рабом одной идеи. Она пришла из финансов, привыкла пахать, сидеть в цифрах. Для социалки важно сострадание, понимание проблем. Спрашивали, бывает ли она в больницах, она выезжает. Здесь приоритетное финансовое наполнение, распределение средств и создание такой схемы, чтобы не просто личное сочувствие министра, а его умение так наладить процесс, чтобы было меньше жалоб. А их хватает. Больше всего проблем с лекарствами, социальными льготами. Но человек работает. Почему мы и размещаем ее ответы. Повышаем ответственность - когда министр отвечает, министерство берет под контроль, у материала больший вес. И чтобы была обратная связь - чтобы читатели видели ее и понимали, что с нее можно спрашивать. А фотографию поменяем.
- Читательница благодарит издание и говорит, что знания, получаемые из газеты, много раз помогали ей в жизни. Желает вам: оставайтесь всегда такими.
- Самое замечательное - что помогаем. Добрые слова приятны, но мы тем и отличаемся от других изданий, что не просто развлекаем или отвлекаем от тяжелых проблем или рассказываем об интересных людях. Мы считаем, что не на таком уровне развития наше общество, чтобы СМИ занимались только этим. Мы, в отсутствие оппозиционных партий и ответственности власти, вынуждены выполнять и роль такой структуры. Когда люди говорят, что мы им помогли - это высшая похвала. Помощь иногда бывает и какая-то духовная. Я постоянно читаю наши материалы, очень многое беру у героев, с которыми мы делаем интервью. То есть настолько у нас в стране мудрые люди, настолько душевные, особенно когда речь идет о нашей программе «Доброе сердце», заинтересованные в судьбе государства, умные, что когда их читаешь, я много использую в своей жизни. Заряжаюсь и оптимизмом, и горечью, и мудрым советом.
- Николай Иванович, Вы не собираетесь открывать, как сейчас модно, радио или телеканал?
- Мода на время приказала долго жить в связи с кризисом. Хотя во время кризиса успешно развивающиеся компании как раз расширяют рынки. Поэтому если цены будут адекватными... Мы давно об этом мечтали. Готовы были приобрести радиостанцию, но как-то не сложилось. Потенциал творческий, настрой позволяет выпускать еще несколько продуктов, по крайней мере, радио - точно. Телевидение скорее все-таки отдельная отрасль. Хотя, зная опыт зарубежных медийных холдингов, при крупных печатных СМИ есть и радиостанции, и телеканал какой-то. Занять свою нишу, которая со временем может вырасти, было бы необходимо. Поэтому и журналы должны быть и есть у «АиФ», и газеты-приложения, думаю, дополнительные электронные средства дополнили бы «АиФ». Есть марка, судя по общению, которой люди доверяют, а это стоит дорого во всех смыслах. Этим нужно воспользоваться. В перспективе, думаю, мы к этому придем.
- Николай Иванович, до какого возраста вы верили в Деда Мороза? Какой подарок к Новому году вам запомнился?
- Я уже умудренных жизнью человек. В те годы, когда проходило мое детство, а я родился в Смоленской области, уровень жизни был не очень высокий. Мы читали в книжках о Деде Морозе, но чтобы пригласить его домой, как мы делали своим детям, когда Дед Мороз заходит, нужно поймать его на лестнице, всучить ему подарок в мешок... Не помню. Были подарки под елкой - бумажные пакеты с карамельками и конфетами. Все были очень рады. Пакеты из самой простецкой бумаги. А игрушку я помню, она откуда-то у меня появилась, это был металлический трехколесный мотоцикл, он заводился, это была совершенно сумасшедшая игрушка. Конечно, к сожалению, фантазия у детей в тот момент не очень будилась. Зато было больше игр.
- Что хотели бы пожелать читателям на Новый год?
- В наступающем году, в котором все равно мы будем жить, никуда не денемся, мне бы хотелось, чтобы наши читатели оставались в хорошем тонусе. Никто не знает, как будет прожит этот год, что с нами случится. Часто бывает, что ожидание, предчувствие, прогнозы оказываются несбывшимися и не сбываются как раз в лучшую сторону. Поэтому не надо заранее настраивать себя на неприятности. Не надо поедать себя тем, что кризис, кризис... Все равно выживем. Он не первый у нас в историческом плане. Можем испортить себе настроение и здоровье. Нужно жить. Какой бы год ни был, все равно - это наша с вами жизнь. Если будем на нее вешать ярлыки, все равно и через год будут проблемы. Надо радоваться тому, что есть, что живы, что есть поддержка, хорошие люди. А мы по мере сил и возможности будем вам в этом помогать. С Новым годом!