Примерное время чтения: 10 минут
2507

За что на самом деле уничтожили Галилея

Отклики на прошлый текст показали, насколько еще невежество правит умами сограждан. В откликах к моей прошлой статье вспомнили Галилея.

Очень радостно, что столь великий муж не забыт. Однако есть серьезные подозрения, что только и знают о нем, что он был осужден Католической церковью. За что осужден? Каков приговор? Что сделал этот великий человек для науки? Мало кто может ответить на эти вопросы. Лишь бы упомянуть о Галилее, чтобы доказать плохость христианства.

Действительно, Галилея судила инквизиция. Люди, носящие духовный сан и занимающие должность судей, вынесли приговор, который был приведен в исполнение. Но это, пожалуй, и вся правдивая информация, присутствующая в витиеватых байках о католиках-наукоборцах. Если говорить серьезно, то виновны в осуждении Галилея человеческая зависть и косный традиционализм, близкий к тому, что называют фарисейством.

Как все начиналось?

А началось дело Галилея с великих мужей древности Птолемея и Аристотеля. Эти гении были столь «научны», что утверждали божественность звездного неба, вечность его существования, абсолютную округлость всего надлунного. Небеса - это идеальная сфера, Луна - это идеальная сфера, все орбиты - идеальные окружности. Солнце божественно и идеально. И все это крутится вокруг Земли. Религия и мифология тут были переплетены очень тесно. Птолемею потребовалось приложить всю свою фантазию и все свои знания математики, чтобы создать систему расчетов для описания движение планет по небосклону. Проблема в том, что планеты движутся не идеально: то замедляют, то ускоряют ход, а то и движутся вспять. Греки спасали идею, пытаясь придумать неимоверно сложную систему расчетов.

Николай Коперник решил разрубить гордиев узел и настоял на неверности идей Птолемея в принципе. Это была революция. Общеизвестно, что в те времена была два непоколебимых авторитета: Католическая церковь в вопросах вероучения и Аристотель в вопросах мировосприятия. Коперник восстал против Аристотеля и Птолемея.

Он не только отверг нечто устаревшее, он предложил достаточно продуманную, основанную на ясных базовых положениях, совершенно иную систему мира, утверждая, что именно она может не только описать что-то, но и объяснить происходящее.

К сожалению, доказательств Коперник не нашел, да и математический аппарат его был не лучше птолемеевского.

Дело Коперника продолжил Кеплер. Он настолько был уверен в верности гипотезы, что всю свою достаточно трагическую жизнь старался понять и исправить недочеты великого ученого. Расчеты траекторий планет и наблюдения давали некоторое, хоть и маленькое расхождение. Но Кеплер - математик-теоретик по преимуществу - несколько десятилетий мучительно искал и нашел разгадку. Орбиты планет оказались эллиптическими, а Солнце оказалось в одном из двух центров эллипса. И тогда все сошлось. Расчеты совпали с наблюдениями.

Что сделал Галилей?

Ко времени Галилея существовало две точки зрения на мироздание. Формально Галилей не внес в это противостояние ничего принципиально нового. Будучи абсолютным сторонником кеплеровской системы, он всю жизнь пытался найти научные доказательства, но не нашел, да и систему расчетов Кеплера не усовершенствовал.

Насколько я понимаю, его заслуга в другом. Он нанес сокрушительный удар по аристотелизму, царствовавшему в научной среде тех лет, именно в той области, где античность с ее философией и математикой были вне конкуренции - в вопросах мировосприятия и естествознания. Великий ученый расчистил дорогу для зарождающейся науки, убрав с ее пути ошибочную по своей сути античную псевдонаучную традицию. Благодаря Галилею основные постулаты аристотелизма ушли в небытие. На их смену пришли азы известной нам с шестого класса физики и астрономии.

То, что Галилей увидел на небе в изобретенный им телескоп, опровергло следующие аристотелизмы: Солнце перестало быть божественным, об этом поведали солнечные пятна. Земля перестала быть абсолютным центром, спутники отыскались у Юпитера, кольца у Сатурна. Идеальная сферичность и округлость, необходимая аристотелевским божественным небесам, испарилась с открытием гор и кратеров на Луне и благодаря кеплеровским эллиптическим орбитам. Античность и не подозревала, что Млечный Путь - это совсем не молоко, пролитое на небо, а миллионы звезд, невидимых невооруженным взглядом. Неизменность небес была опровергнута появлением в те времена новой звезды.

Помимо астрономических опровержений Галилей вывел закон движения равноускоренных тел и доказал, что масса тела при этом не имеет значения. Вопреки Аристотелю великий ученый утверждал, что без приложения постоянной силы тело может находиться не только в состоянии покоя, но и равномерного движения. При всей очевидности для нас указанные открытия убивали наповал аристотелевскую физику.

Суд над ученым

Многие современники отказывались верить не только логике и аргументам, но и увиденному в телескоп своими глазами. Отстаивая аристотелизмы, они обвиняли Галилея в обмане. Указанные и многие другие открытия, гениальность и высокий профессионализм ученого, все возрастающая популярность галилеевских идей привели к зыбкости положения последователей Аристотеля. Но и сам Галилей не так уж твердо стоял на ногах. Он обладал очень непростым характером. Вполне адекватное понимание своих дарований, красноречие, неопровержимая логика, язвительный язык - все это только усложняло ему жизнь. Уверенный в своей правоте, он не раз «переходил дорогу» коллегам и даже высмеивал оппонентов в грубых стишках. Врагов у знаменитого ученого накопилось хоть отбавляй, как среди ученой обиженной братии, так и среди высшего духовенства, отождествившего свое аристотелевское миропонимание с церковным.

Около 50 лет церковь никак не реагировала на гелиоцентрическую систему Коперника. Пока это была гипотеза, да еще примерно равноправная с птоломеевой, никто не видел в ней опасности. Только в 1616 году Католическая Церковь запретила к распространению книгу Коперника, до внесения в нее соответствующих корректив. Было запрещено проповедовать идеи гелиоцентризма.

Что же послужило поводом? Два момента. Первый состоял в том, что это был период популярности оккультизма и магии, в которых поклонение Солнцу - центру мира - было вполне естественным. Именно за оккультизм был осужден Джордано Бруно. Он не был ученым, он был религиозным философом, увлеченным гелиоцентризмом. Бруно осудили именно за приверженность и распространение оккультного учения. Сжигать людей за идеи - это чудовищно. Однако к зарождающейся науке это не имеет никакого отношения. Бруно осужден за проповедь вечной вселенной, за божественность Солнца, за переселение душ и т. д. Бруно с радостью принял систему Коперника, стремясь создать из нее аналог птоломеевой, религиозной, по своей сути, системы. Можно сказать, что Бруно осужден за то, с чем активно борется комиссия по борьбе с лженаукой под руководством академика Круглякова.

Второй причиной осуждения книги Коперника стала сила сопротивления упомянутых выше приверженцев Аристотеля, которых в то время в научной среде было большинство. Христианское вероучение, как ни крути, тут ни при чем. Об том говорит и тот факт, что при составлении григорианского календаря была использована система расчетов именно Коперника, основанная, естественно, на гелиоцентрической модели. Если бы тут была истинная богословская причина, то этого не произошло бы.

В итоге гелиоцентризм был дискредитирован как мировоззренческая система, а не как научная гипотеза. Именно за это и ухватились противники Галилея.

В 1632 году Галилей издает свою книгу «Диалог о двух главнейших системах мира - птоломеевой и коперниковской», где в форме спора выдуманных персонажей опровергает аристотелизмы, предлагая читателю те основы естествознания, с которыми нынче знаком каждый школьник. Книга прошла цензуру и вышла в печать. По сути это было начало научного знания, того внерелигиозного мировосприятия, которым так гордятся современные ученые.

На своей «территории», то есть в области естествознания и математики, великий ученый расправился с оппонентами. Но он не был авторитетом в области богословия. Это было на руку врагам, которые не преминули этим воспользоваться. Конечно, Галилей, как и подобает гению, многое предвидел. В свое время он даже сформулировал основы толкования Священного Писания. Он их не изобретал, а ясно и четко сформулировал. Библия учит тому, как взойти на небеса, а не тому, как они устроены. Если есть доказанный научный факт, который противоречит некоторым высказываниям Библии, это означает, что Священное Писание не стоит понимать буквально. Но если доказанного факта нет, то до момента доказательства первенство за Библией. Эти основы толкования Библии впоследствии стали азбучными для учащихся семинарий.

Несмотря на уверенность Галилея в своей непотопляемости, его врагам удалось осудить его. В 1633 году ему было предъявлено обвинение в проповеди учения гелиоцентризма. Обвинение было обширней, но Галилей добился его сокращения. В итоге на шестидесятом году жизни ученый признал себя виновным в проповеди гелиоцентризма и пообещал не пропагандировать это учение. Несколько месяцев он провел в доме у своего друга под арестом и остаток жизни на своей вилле под домашним арестом. Ученый не переставал писать и заниматься исследованиями. Через несколько лет выходит его очередная книга, правда за границей и тайно.

Лет пятнадцать назад исследователи жизни великого ученого сделали важное открытие. Был найден донос на Галилея обвинявший его в так называемой «евхаристической ереси». Дело в том, что в полемике с протестантизмом Католическая Церковь догматизировала учение о Причастии Тела и Крови Христовых. С этим догматом в противоречие входило учение о составлении всего мира из бесконечно малых элементов. Галилея очень интересовала тема бесконечности, в том числе бесконечно малых элементах чего-либо, будь то вещество, скорость или время. Приверженцам бесконечно малых элементов вменялась евхаристическая ересь, что в разгар противостояния с протестантизмом грозило очень серьезным наказанием. Так вот, есть гипотеза, что на осуждение Галилея повлияло стремление его сторонников меньшим обвинением в гелиоцентризме прикрыть большее в евхаристической ереси и тем самым избежать смертной казни.

Итог

Если все сказанное обобщить, то у нас получится следующая картина. Как в прошлые века, так и сейчас люди не чужды честолюбия и зависти. Часто политическая обстановка в стране поляризует и насыщает какие-то настроения в обществе. Очень часто неумный консерватизм, даже фарисейство не дают христианам трезво взглянуть на свою историю и на смежные с христианством области жизни. Пришлые извне установки или обычаи становятся как бы родными, привычными. В итоге может возникнуть питательная среда для разного рода интриг и попыток все, что не попадя, сравнивать с учением Церкви ради уничтожения неугодных. Что и произошло с Галилеем.

Я уверен, что указанное происшествие пошло научному знанию только на пользу. Во-первых, в этой напряженной борьбе аристотелевской физике был переломлен хребет, во-вторых, зарождающаяся космологическая система была освобождена от религиозности, не только от античной и оккультной, но и от христианской. Начался путь науки самой по себе.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах