Бей студентов, спасай Россию
Когда в новостях в очередной раз повествуют о студенческих волнениях в Париже, хочется плюнуть и заявить: «Малахольный в Сорбонне студент пошёл! Учились бы у наших!» И для этого есть все основания. Стоит хотя бы взглянуть на картину Н. Шестопалова «Казаки у ворот Московского университета 15 октября 1905 г.»
Подумаешь, дубинки и слезоточивый газ… А как насчёт казачьей нагайки и приказа московского обер-полицмейстера Трепова «холостыми не стрелять, патронов не жалеть»? Именно так дела обстояли в том октябре. Всероссийская стачка, Москва осталась без воды, электричества и общественного транспорта - забастовали даже извозчики. Демонстрации и митинги разгонялись жёстко, однако по странному вывиху законодательства любое собрание в Университете считалось как бы научным и разгону не подлежало.
В аудиториях здания на Моховой собралось тогда до 5 тыс. чел. Их пытались штурмом взять черносотенцы, а подоспевшие казаки вломили и тем и другим. Забаррикадировавшимся студентам, правда, удалось просидеть в осаде почти двое суток, по истечении которых они добились «Высочайшего Манифеста», гарантировавшего кое-какие гражданские свободы. На эту картину не худо поглядеть и нынешней учащейся молодёжи, выше всех свобод почитающей распитие пива около университета.
Нигде, кроме как в Моссельпроме...
До 1813 г. на углу трёх переулков - Калашного, Нижнего и Среднего Кисловских - стояла церковь Иоанна Милостивого, пережившая наполеоновское нашествие, но чем-то не угодившая московскому начальству, - её снесли. Но когда спустя почти 100 лет мещанин Титов затеял строить на этом месте доходный дом, старожилы были уверены, что ничего не получится. Построенное до седьмого этажа здание частично рухнуло. Вновь за дом взялись в 1923 г., передав его Моссельпрому. К революционным праздникам следующего года строение наконец-то сдали, что и отметила художница Варвара Степанова своей картиной «Здание Моссельпрома» .
Однако проклятие над домом нависало по-прежнему. Жильцы, поселившиеся в модном здании, жаловались на жилищные условия. Сейчас Моссельпром выглядит так же, как и в те годы.
На куличках
Не всякому пришлось бы по сердцу жить поблизости от криминального рассадника. Однако Владимир Маковский на судьбу не жаловался - что может быть благодатнее для художника-жанриста, чем соседство, например, Хитровки и Яузского бульвара? Конечно, персонажи картины «На бульваре» мало напоминают хитрованцев - скорее мастеровые с Куличек, или, по-старомосковски, Кулишек, которые начинаются аккурат за их спинами. Может даже, эта парочка - прихожане виднеющейся в тумане церкви свв. Петра и Павла. Сейчас бульвар выглядит почти так же, каким его видел Маковский в 1887 г.
Кстати, храм свв. Петра и Павла - единственный в Кулишках, который не был ликвидирован в годы советской власти.