«Церковь, которой дивятся все иностранцы и которую ни один русский не потрудился ещё описать подробно» - так отозвался о нём Михаил Лермонтов. И поставил точный диагноз. Дело в том, что львиная доля всех мифов и вымыслов о главном символе нашей страны - плод воображения иностранцев.
Экспертное ослепление
Любой школьник знает, что жестокий царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, которые создали знаменитый собор. Мотив простой: «...чтобы больше никому из царей земных не удалось построить у себя подобной красоты». Экскурсоводы, которые любят щегольнуть этим сюжетом, вряд ли догадываются, что повторяют слова двух дипломатов XVII столетия, которые и запустили в оборот эту легенду.
Все иностранцы в один голос говорили о нём следующее: «Храм преизящного строения, по всей видимости, итальянской работы». Им трудно было представить, что русские способны создать что-то прекрасное. Уверенность в том, что строили итальянцы, и породила байку про ослепление. Дело в том, что сюжет про расправу с мастерами зародился как раз в Италии - там похожие истории рассказывают о каждой мало-мальски заметной церкви. Понятие о том, как «положено» обходиться с гениальными зодчими, было попросту перенесено на русскую почву. Сомнительная честь первопроходцев в этом деле принадлежит немцу Адаму Олеарию и чеху Бернгарду Таннеру. До их «откровений» об ослеплённых мастерах у нас никто и слыхом не слыхивал.
Мечеть с колокольнями?
С недавних пор стало хорошим тоном говорить о том, что храм Василия Блаженного вообще не имеет отношения к русской архитектуре. Дескать, Иван Грозный, разрушив в Казани мечеть Кул-Шариф, весьма об этом сожалел и захотел воспроизвести у себя нечто подобное.
В таких случаях обычно ссылаются на исламского богослова Шигабутдина Марджани, который описал ту мечеть как «здание с девятью главами, устремлённое ввысь».
Фокус в том, что от мечети Кул-Шариф не осталось не то что изображений, но даже внятных словесных описаний. Сам же Марджани жил и работал в XIX столетии, так что его рассказ - всего лишь фантазия на тему.
Он мог уцепиться за слова Наполеона, позорно уходящего из Москвы в 1812 г. Император французов, лишённый художественного вкуса, тогда отдал приказ: «Взорвать на Красной площади мечеть со многими колокольнями». Сказано явно в приступе злобы «ко всему азиатскому». Ни до, ни после Наполеона европейцы ничего восточного в русском храме не находили. Более того, иные сравнивали его с готическими постройками. Что, кстати, тоже безграмотно. Шатёр Василия Блаженного - чисто русское изобретение, свидетельством чему и более ранние, и более поздние шатровые церкви. Подобного нет больше нигде.
Что в имени?
Сейчас в ходу два названия - храм Покрова и храм Василия Блаженного. Однако они сравнительно недавние. В те годы, когда вокруг храма складывались легенды, и русские, и иностранцы называли его иначе. Тот же Адам Олеарий (1634 г.) утверждает, что церковь называется Иерусалимской. Швед Пётр Петрей (1617 г.) дополняет: «Чрезвычайно красивой постройки церковь, крытая светлым и блестящим камнем, называется Иерусалимом». И только Бернгард Таннер (1678 г.) говорит: «Украшением площади является церковь, которую немцы называют Иерусалимом, а москвитяне - Святой Троицей».
Почему Троица? До постройки привычного для нас храма на этом месте располагалась деревянная церковь св. Троицы. Одноимённый придел присутствует и в нынешнем соборе. Так что москвичи, ещё лет двести называвшие по инерции новый храм Троицей, против истины не грешили.
Почему Иерусалим? На европейцев неизгладимое впечатление производил обряд Входа Господня в Иерусалим, который патриарх ежегодно, на Вербное воскресенье, при большом стечении народа устраивал на Красной площади. Он «на осляти» шествовал от Успенского собора Кремля к Лобному месту, а потом как раз сюда, к Васильевскому спуску. Конечной целью шествия был придел Входа Господня в Иерусалим.
Почему Василий Блаженный? Этот придел, посвящённый самому известному московскому юродивому, к которому прислушивался сам Иван Грозный, был пристроен к храму гораздо позже, в 1588 г. И он был единственным из всех приделов, что отапливался зимой. В остальных службы проводили только летом, а здесь – круглый год. Так что название народное – где чаще служат, то место и «главнее».
Получается, так или иначе правомерны все названия.
И это лишь одна из удивительных особенностей этого поистине самого русского храма.