ОАО «Российские железные дороги» продолжают реконструкцию вокзалов в России. После модернизации российские вокзалы станут «умными», и в РЖД уверены, что это удобное и эффективное новшество необходимо для ближайшего будущего.
Такой «умный» вокзал в ближайший месяц войдет в строй в Новокузнецке. В новом здании с единого диспетчерского пункта будут управлять всеми системами вокзального комплекса: электронными табло, справочными установками, вентиляцией, пожарной охраной, видеонаблюдением и другими.
Первый «умный» вокзал в России открылся в июле прошлого года в Анапе. Его уникальность для нашей страны состоит в том, что в дневное время необходимое электричество вырабатывают 560 солнечных модулей, размещенные на крыше здания и управляемых через Интернет. Суммарная мощность вырабатываемой электроэнергии − 70 кВт, а излишки, как признается начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов, продают электроэнергетическим компаниям.
Куда более важная задача, которая стоит сегодня перед РЖД, – это формирование транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на базе вокзальной инфраструктуры. Такой узел позволит пассажирам с комфортом пересаживаться с одного транспортного средства на другое, например, с поезда в городской автобус.
«Программа минимум уже выполнена – построены почти все намеченные плоскостные ТПУ, – подчеркивает Сергей Абрамов. – Второй этап предполагает строительство капитальных ТПУ, в которых будут участвовать субъекты Федерации. Уже подписано около 40 соглашений».
Первый мультимодальный ТПУ с расширенным спектром услуг для посетителей и высоким уровнем комплексной безопасности будет создан в Москве на Курском вокзале. Проект узла, площадь которого составит 120 тыс. кв. м, предполагает сооружение перехватывающих парковок и других объектов. Согласно оценкам, строительство узла на Курском вокзале обойдется в сумму от 15 до 30 млрд. рублей (сейчас ТПУ находится на стадии проектных изысканий), но инвестиции РДЖ составят не более 10%. РЖД возьмет на себя расходы на обеспечение безопасности и технологические системы, а остальную сумму вложат инвесторы. Стоит отметить, при их выборе выдвигается одно принципиальное условие – цена услуги на вокзале должна быть как минимум не выше, чем на аналогичную в городской среде.
РЖД прилагает усилия, чтобы на «умных» вокзалах было комфортно всем пассажирам. Так, в Новокузнецк ежедневно прибывает до 10 инвалидов-колясочников в находящийся в городе Федеральный центр реабилитации инвалидов. Теперь для них предусмотрены распашные двери, пандусы, поручни, а с помощью специального лифта можно будет подняться из тоннеля вокзала прямо на посадочную платформу. Кроме того, на самом вокзале и на перроне появится специальная тактильная пешеходная полоса для слабовидящих людей. Инвалиды-колясочники могут посетить даже специальные туалетные комнаты, которых не было в старом здании.
К 2015 году, по словам Сергея Абрамова, на всех вокзалах появятся терминалы электронной оплаты услуг. Будет расти число вокзалов, оснащенных сетями Wi-Fi и банкоматами. Сейчас их 80 в России, а в 2014 году уже 150 вокзалов будут оборудованы системами телекоммуникации.
Как отмечаются в РЖД, повышение комфорта на вокзалах и поездах, появление скоростных поездов, создание мультимодальных ТПУ − это общемировая тенденция, которая привлекает пассажиров на железную дорогу. И не только пассажиров, но и деловых людей, которые могут жить в вокзальных гостиницах и встречаться в вокзальных помещениях с партнерами. По словам Сергея Абрамова, в Японии он познакомился с бизнесменами, которые живут на вокзалах почти безвылазно из-за катастрофического дефицита времени. В Дирекции железнодорожных вокзалов не планируют превращать вокзалы в деловые центры, но готовятся к росту пассажиропотока на 30% к 2030 году, запланированному Транспортной стратегией России.