Пожалуй, это первая православная акция такого масштаба (а без сомнения она православная), которая была от начала до конца организована и реализована только силами активистов вне их взаимодействия с церковными структурами. Уличный перформанс, а именно так окрестили прошедшее, не имел непосредственного благословения и куратора со стороны Русской церкви. Для церковных сотрудников и структур акция оказалась столь же неожиданной, как и для простых жителей Москвы.
Предыстория
Насколько мне известно, в 2005 году была создана прокремлевская молодежная организация «Наши», с которой так или иначе взаимодействовал Отдел внешних церковных связей Русской православной церкви, возглавляемый митрополитом Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси). В среде «Наших» в 2007 году было сформировано православное крыло или православный корпус — в общем, достаточно самостоятельная и политизированная структура, использующая во многом уже наработанные методы и формы работы. Насколько я могу судить, главным направлением Православного корпуса стали акции в защиту православия от «внешних врагов», уличные яркие и массовые миссионерские акции, и организация православной смены на молодежном форуме «Селигер». Важно подчеркнуть, что Православный корпус никогда не был вовлечен в тему внутрицерковной полемики и противостояния. Он всегда находился на границе церкви, будучи обращен во внешний мир.
Долгое время, пожалуй, это была единственная организация прямого молодежного уличного действия с большим организационным ресурсом и опытом. И эта деятельность не только не вызывала сомнений, но и воспринималась церковными структурами, как своя. Патриарх Алексий II, по всей видимости, по ходатайству Отдела внешних церковных связей, дал благословение на деятельность Православного корпуса.
Православный корпус успешно организовал пять смен на Форуме «Селигер». При этом надо понимать, что эта работа проходила в параллель с иными сменами и так или иначе в деятельность корпуса были вовлечены не менее 15000 активистов. И это были не просто люди с улицы, это была активная молодежь, прошедшая достаточно серьезный отбор на зрелость, активность и адекватность.
На мой взгляд, наиболее серьезной получилась смена Селигера 2009, куда по благословению Патриарха Кирилла были приглашены православные представители многих регионов. На форуме они обучались, делились опытом, разрабатывали новые совместные проекты. В 2010 году было принято решение о создании самостоятельной молодежной организации на базе православного корпуса — «Мост», которая, насколько я знаю, и получила благословение Патриарха Кирилла.
После чего по непонятным причинам сотрудничество церковных структур с Православным корпусом было заморожено. «Мост» так и не появился. Уже третий год православные смены Форума «Селигер» не проводятся. Движение «Наши» более года не существует, оно распалось на некоторые самостоятельные проекты, в том числе и социальные. По всей видимости, одним из таких проектов и стал Православный корпус «Вера», который решил напомнить о себе и показал, что они не только живы, но и в прекрасной форме, хотя их статус и отношение к церковным структурам остается неясным. В моем понимании — это полностью самостоятельная организация, имеющая полное право именоваться православной и выступать от своего имени в соответствии с указанными выше целями.
Нечасто задаваемые вопросы
Оставим в стороне политическую составляющую, да и вообще содержание акции «Православный F.A.Q.». Об этом много сказано в СМИ, в том числе и организаторами. Для меня важно, что эта акция поставила, вернее, даже обострила некоторые актуальные вопросы.
Во-первых, что такое православная МИССИЯ сегодня? Обычно в Русской церкви под миссией понимают некий общий философский вектор, этакую декларацию желаемого. Многие знают, какой миссия должна быть и как правильно ее делать, но на практике русское православие уж лет 10-15 застыло в миссионерской бездеятельности и риторике. При этом в обычной жизни, в корпорациях и фирмах о миссии говорят, как о чем-то реально определяющем, ощутимом и связанном с жизнью. Миссия, в конечном итоге, должна раскладываться на понятные, достижимые во времени задачи и предполагать какие-то результаты. Однако, распространенное православное мировоззрение, похоже, строится на аксиоме, что правильные слова никак не могут быть и не должны быть связаны с жизнью.
Думаю, именно против такого демагогического понимания миссии и восстают такие «миссионерские фестивали», где порой нарочито игнорируются «сложившиеся традиции» и «азбучные истины», и все делается по своему, но через это выражается тот опыт и знания, к которым созрели и которыми хотят поделиться новые активные православные. Эта реальная миссия, собственно, и говорит, какое у нас православие, что от него ждут. Другой миссии у православных нет.
Во-вторых, что такое ПРАВОСЛАВНАЯ акция? После «миссионерского фестиваля» послышались голоса, что со словом «православный» можно проводить только те акции, что совершаются с санкции церковного руководства. Все больше укореняется принцип, что православным хотят считать только нечто жестко и формально вписанное в церковную структуру. Критерий православности — административная принадлежность.
Однако, с верующими или теми, кто доверяет Православию фактически не налажена нормальная общинная жизнь, нет того, что можно назвать соборностью, почти нет прорастания значимых инициатив снизу. Трудно разглядеть нормальные «кровотоки», по которым инициативы мирян могли бы прорасти наверх. Есть укоренившаяся структура «Пастырь-овцы», система посыла правильных идей сверху. Есть принцип, что священник — глава общины, а епископ — глава церкви, но эти теоретические установки порой не имеют под собой реальной ткани жизни, кроме формализма. Священники и епископы во многом стали чиновниками, а не предстоятелями общин.
Церковь свободно проповедует уже более 20 лет и за это время доля православных христиан в обществе стала вполне осязаемая. Среди верующих выросло и воспитано целое поколение активных людей, уставших от правильной риторики и желающих, так или иначе, проявить свое личное служение Церкви. И это служение, в моем понимании, без сомнения — православное.
Почему опыт Православного корпуса оказался невостребованным?
Для меня это очень непростой вопрос. Мы же видим, что церковные структуры и отдельные церковные чиновники активно взаимодействуют с яркими и неоднозначными лицами, типа некоего акциониста Энтео или весьма политизированной и ангажированной ассоциацией а-ля «православных экспертов», возглавляемой К. Фроловым. Тогда как за этими организациями нет и доли того опыта, реальной принадлежности к политике, материального и административного ресурса. На фоне Православного корпуса иные — это банальная самодеятельность или самопиарное злоборчество.
Корпус «Вера» более системен, организован и ресурсен, особенно, как возможная сетевая структура в регионах. Они реально могут всерьез отрабатывать церковнозащитительные и яркие провокационные миссионерские темы. Опыт православного «Селигера» — абсолютно уникален. Я думаю, что «Православный корпус» в состоянии, как никто другой, выразить то, о чем говорит церковное священноначалие в области церковно-государственных и общественных отношений.
Главное отличие бывших «наших» от ныне модных миссионеров, конечно, лежит в религиозной плоскости. Опыт и ресурсы — дело наживное. Православный корпус — не секта. Они, как было сказано, стоят на границе церкви и обращены вовне. Они не противопоставляют себя кому-либо в церкви по религиозному (вероучительному) принципу, не вменяют себе титула «носителей истины», их проповедь (в религиозной составляющей) не замыкает на них.
То, что делают ребята из Православного корпуса — это в их стиле и соответствует их логике и пониманию миссии. Это было изначально, еще в «Наших», это и осталось. И три и пять лет назад эту деятельность не ругали, а благословляли. В любом случае, насколько я понимаю, дело не в провокационных методах и политизированности. Не менее провокационная деятельность иных вполне имеет поддержку.
Юрий Белановский, Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции