Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений
Надо заметить, что и сейчас на зарубежную рекламу России тратят немалые деньги. И в этом мы не отличаемся от других стран: можно привести в пример немецкий Институт Гёте, занимающийся культурными программами, испанский Институт Сервантеса, Британский совет. Франция также финансирует продвижение французского языка и своей культуры, особенно в своих бывших колониях. Огромные деньги вкладываются в развитие французских школ, в обеспечение их книгами, в обучение кадров на французском языке. И всё это прекрасно работает.
Но в отличие от других стран у нас от зарубежной рекламы эффект очень небольшой.
России необходимо делать ставку не на политические проекты, а на то, что реально является нашей силой, - русская культура, русский язык. Их давно и упорно вытесняют - и не только из Прибалтики. Делается это с явного попустительства госструктур, которые обязаны их продвигать и защищать.
У нас нет программы обеспечения библиотек в странах СНГ книгами для русскоязычного населения. Мы перестали привлекать зарубежных студентов в наши вузы, которые были рассчитаны на весь Советский Союз. Ссылаясь на демографическую яму, чиновники говорят, что стране не нужно столько специалистов, и сокращают бюджетные места.
В итоге, вместо того чтобы набирать студентов из бывших союзных республик и учить их (если надо, бесплатно), закрывают вузы, увольняют преподавателей. А нужно, наоборот, вкладывать большие деньги в образование, максимально способствовать привлечению иностранных студентов.Правда ли, что нашу страну не любят на Западе?>>
В странах СНГ нужны даже не столько книги русских писателей, сколько переводные книги на русском с английского, европейских языков. Тогда именно через русский язык эти страны получат доступ к мировой культуре. И вот в этом случае наши затраты станут абсолютно оправданными.