Примерное время чтения: 8 минут
1089

Педагог Галина Сидорова: У государства должна быть идеология честности и справедливости!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Ветераны уходят, Победа остаётся... 08/05/2013
Фото из личного архива Галины Андреевны Сидоровой

По указанию президента В. Путина в России создаётся единый учебник истории для средней школы. О том, каким он должен быть, почему молодёжь не уважает память героев Великой Отечественной войны и почему среди депутатов нет простых рабочих, «АиФ» поговорил с заслуженным учителем России Галиной Андреевной Сидоровой, 54 года преподававшей историю в школе.

Власть без цели

«АиФ»: - Галина Андреевна, вы более полувека преподавали историю в школе, в разное время и разным поколениям. Можете сказать, что должно быть в этом общем учебнике?

                                                               
Досье
Галина Сидорова родилась в Тульской обл. в 1927 г. Заслуженный учитель России, ветеран труда, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Г.С.: - Любое государство должно иметь свою идеологию, цель, к которой оно стремится. Учебник истории, безусловно, должен быть единым, и в нём эта идеология должна прослеживаться. К чему мы стремимся? К демократическому государству. Поэтому на всех этапах нашего развития вот этот демократизм должен прослеживаться в учебнике.

«АиФ»: - А если на многих этапах истории России никакой демократии не было?

Г.С.: - Я из рабочих, но без всякого репетиторства, на конкурсной основе поступила в институт и его закончила. Я не знала, что такое платить за лечение. Разве это не демократично? Мне дети не раз говорили: вы смотрите на всё сквозь розовые очки. А я им отвечала: может, я и идеализирую что-то, но я верю в нашу страну. А теперь так не скажешь. Я им скажу - будьте честными, они ответят - все воруют. Я буду учить стремиться к знаниям, чтобы выбиться в люди, а они в ответ справедливо скажут - вот же бездари живут неплохо, устраиваются на тёплые места по знакомству. Поэтому я считаю, что у государства должна быть идеология. Идеология честности, справедливости и демократии. Чтобы учитель знал, что ему сказать. А если первые лица поддерживают Сердюкова, говоря, что он много сделал для армии, какая это идеология?

«АиФ»: - А как же свобода? Вы пожили при разных правителях, режимах…

Г.С.: - Я не чувствовала её отсутст­вия - настолько мы верили в справедливость нашего строя, в наше государство. А про репрессии мне не говорите. Лес рубят - щепки летят. Ну какое государство согласится с тем, что против его правителей открыто выступают где-то там на митингах? И сегодня таких людей арестовывают, у них подписка о невыезде, а это уже не демократия. Её и сейчас нет. Ни одна власть не стерпит тех, кто выступает против неё.

Уважают за деньги

«АиФ»: - Вы разные поколения школьников учили. Можете сказать, как они менялись на протяжении полувека?

Г.С.: - Я преподавала с 50-го года, начала с мужской школы, тогда ещё мальчишки и девчонки учились раздельно. Я стала класс­ным руководителем в 5-м классе, это были дети войны.

А у 10-го класса преподавала историю, они младше меня всего на 4 года, им сейчас уже за 80. Я не могу обижаться на своих детей, они все у меня хорошие. У тех, первых детей, у их родителей отношение к учителю было особое: УЧИТЕЛЬ СКАЗАЛ. И это не обсуждалось.

Помню, в 7-м классе был урок истории Отечества, отвечал мальчишка, скромняга такой. Спрашиваю у него, что такое натуральный оброк, и он, не подразумевая ничего дурного, выдаёт: это когда с мужика дерут шкуру и яйца. Весь класс - мужики - ждут моей реакции. Я не удержалась, засмеялась, они вслед за мной, хохот стоял такой, даже директор пришёл.

Злобности в этом поколении по отношению к учителю, сверстникам не было. А потом постепенно стала появляться зависть - у неё есть, а у меня нет. Я последние годы работала в лучшей в Туле гимназии. Когда запретили школьную форму, дети вельможных родителей стали выделяться среди учеников. Один парень, сын известной в Туле чиновницы, как-то говорит однокласснику: дам тебе десятку, двинь вон того, он на меня не так посмотрел. Постепенно главным мерилом всего и вся стали деньги. Есть у тебя деньги - ты что-то значишь в этой жизни. Мне учителя из той же гимназии жалуются: ученик начальной школы говорит классной руководительнице: «А за что мне вас уважать? Будете получать столько, сколько моя мама, я вас зауважаю».

«АиФ»: - В чём причина: родители неправильно воспитывают или в школе не объясняют, что хорошо, а что плохо?

Г.С.: - Всё вместе. Учителя ведь тоже изменились. Некоторые работают добросовестно, стараются научить детей. А другие отбыли урок и говорят: не успевает - нанимайте репетитора. Это не дело, должна школа знания давать. Но в то же время учителя надо поддержать. Малахов в своей передаче в День учителя срамил и позорил учителей. Разве это дело? Что же лучшего в нашей работе не видят? Вот только мои ученики - член-корреспондент РАН, главный онколог страны, а сколько моих ребят работают в конструктор­ских бюро, являются лауреатами премий по созданию оружия. А сколько замечательных рабочих! Мои ученики имели государст­венные награды именно за свой труд рабочих.

«АиФ»: - Сегодня рабочий люд загнали в нищету, им не до трудовых подвигов и, уж конечно, не до размышлений о высоком и светлом…

Г.С.: - Я живу в рабочем квартале, вокруг все работяги. Думаете, они ничего не понимают, не анализируют действительность? Ещё как анализируют и всё правильно оценивают. Потому что у них природный ум есть, жизненный опыт, и сбрасывать это со счетов нашей власти нельзя. С этим нужно считаться - ведь диплом на душу не выдаётся.

А что до сословий… Мой муж был из бывших дворян, они взяли меня в свою семью, потому что я из рабочих, крепкая физически, чтобы потомство дала здоровое. Когда я закончила институт, свекровь сказала: «Галя? Она же из рабочих, она не может быть хорошей учительницей». И я всю жизнь доказывала, что это не так. Когда я получила звание заслуженного учителя, и свекровь, и муж уже умерли. А я до сих пор им что-то доказываю.

Учитель - не Герой Труда?

Г.С.: - Мои предки - рабочие Тульского оружейного завода, изготавливали деревянные части оружия. Отец награждён медалью за трудовое отличие, орденом Трудового Красного Знамени. А потом он был избран народным депутатом, работал на общественных началах, после того как смену на заводе отстоит. Мама как-то сказала, мол, по­строили новые дома, там паровое отопление, ванна, а ты, депутат, живёшь в развалюхе с печным отоплением, туалет на улице. Он посмотрел на неё и сказал: «Ты что?! Многие люди хуже нас живут». А сейчас депутаты что творят - зарубежные счета, недвижимость, бизнес. Мы им не нужны. Они думают только о себе. Например, в нашей облдуме нет ни одного депутата из работяг или крестьян.

«АиФ»: - Как вы думаете, откуда берутся даже среди депутатов такие отморозки, которые надевают нацистскую форму как карнавальный костюм? Откуда берётся молодёжь, которая со спущенными штанами через Вечный огонь прыгает?

Г.С.: - Это недостаток семейного воспитания, школьного, вообще вся атмосфера в стране. Мы на семью как центр воспитания совсем перестали обращать внимание. А основа бытия закладывается там - как в семье относятся к истории своей, к стране, к памяти, так и дети будут относиться. Задача школы - помочь семье в воспитании и дать знания. Опять же идеология государства нужна. Вот очередное 9 Мая пройдёт, и забудут снова об этих стариках. 68 лет со дня Победы минуло, а у нас до сих пор ветераны без жилья нормального. Вот отношение!

«АиФ»: - Недавно вернули звание Героя Труда. Учитель его достоин?

Г.С.: - Героя капиталистического труда? До учителя эта награда никогда не дойдёт, его в последнюю очередь отмечают. Своих людей будут награждать. Пусть учителю дадут звание заслуженного, народного. И это будет лучшая награда - мы же народ учим и воспитываем.

Оцените материал
Оставить комментарий (39)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах