Похоже, эта память мешает нам чувствовать себя легко и комфортно в реалиях нового времени.
Под формальные словеса про «подвиг предков», под ритуальное ношение георгиевских ленточек по праздникам, происходит самое настоящее устранение свидетелей той эпохи.
Старикам-ветеранам создаются невыносимые условия для жизни, они чуть ли не ежедневно становятся жертвами преступлений. Буквально позавчера пришла новость из-под Питера, где 89-летнего участника прорыва блокады Дмитрия Баринова насмерть забил «интернационал» из ранее судимого местного жителя и гостя из Азербайджана. Старика убили из-за 400 рублей, которые он отказался платить парочке за халтурно проведенный ремонт сантехники.

Положенные квартиры участникам войны приходится выбивать с боем, подключая общественность, СМИ и готовя такие операции, которым позавидовал бы сам Георгий Константинович Жуков.
Но мало старикам, прошедшим огонь и пламя, физических страданий, так им еще добавляют моральных.
В октябре 2012 года «прославился» депутат Смоленского горсовета от «Единой России» Андрей Ершов. Тогда власти Смоленска ввели бесплатный проезд для ветеранов войны и приравненных к ним категорий граждан, но при этом забыли распространить его на малолетних узников нацистских концлагерей. Ошибка привела к необходимости внести изменения в нормативные акты, что и обсуждалось на заседании профильной комиссии горсовета. И тут Ершов, зампредседателя постоянной комиссии по законности, регламенту и этике горсовета, внезапно возмутился: «Чем мы обязаны этим узникам? Что их не добили?»
На беду Ершова, кто-то записал эту его реплику и выложил в Интернет. Как и смешки коллег, нашедших, что «недобитые малолетние узники фашизма» - это забавно.
Ершов пытался объяснить потом, что он пошутил. Наверное, если бы родных Ершова нацисты сожгли в сарае, либо, держа в концлагере, качали из них кровь для раненых солдат фюрера, у депутата физически не повернулся бы язык ляпнуть что-то подобное.
Но, видно, ничего такого с предками Ершова не приключалось, и он сказал то, что сказал.
В любой мало-мальски нормальной стране для политика такое выступление означало бы моментальную политическую смерть. Я сейчас не говорю о Прибалтике или Западной Украине, где выступлению Ершова, наверное, аплодировали бы стоя.
Причем не только политическую смерть, но и дальнейшие проблемы в любой сфере деятельности. Ибо отмыться от такого пятна практически невозможно.

Надо сказать, что представители власти, после того, как выходка Ершова стала достоянием общественности, выразили свое недовольство. Например, мэр Смоленска Александр Данелюк, осудив Ершова, заметил, что извинения – вопрос совести конкретного человека. Губернатор Алексей Островский был резче, требуя сурового наказания для депутата, и собираясь даже объявить его в области персоной нон грата. Одновременно секретарь генсовета партии «Единая Россия» Сергей Неверов объявил поступок Ершова «возмутительным».
В итоге депутата лишили звания сторонника «Единой России», но сам он отказываться от мандата народного избранника не стал. При этом на Ершова завели дело по части 1 статьи 282 УК РФ («Действия, направленные на унижение достоинства группы лиц по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично»).
Но если кто-то думает, что депутат Ершов пристыжен, то совершенно напрасно. У него даже есть повод для оптимизма.
Две проживающие в Смоленске малолетние узницы фашизма - Надежда Хатуцкая и Аналлия Подлесная – подали в отношении Ершова в суд иски о защите чести и достоинства. Суд первой инстанции постановил выплатить женщинам по 10 тысяч рублей, однако адвокаты Ершова подали апелляцию.
И Смоленский областной суд решил, что Ершов никакого морального вреда женщинам не нанес, и потому платить им ничего не должен. Вернее, суд решил это только в отношении Подлесной, поскольку с Надеждой Хатуцкой дело оказалось сложнее – она умерла, не дождавшись решения суда второй инстанции. А у 82-летней Подлесной, которая по состоянию здоровья не может ходить в суд, после вынесения такого вердикта случился сердечный приступ.
Разумеется, у суда есть свои резоны и основания для такого решения.
Но неловко смотреть на то, как власть, моментально и безжалостно карающая всех, кого она подозревает в «раскачивании лодки» и «нарушении стабильности», демонстрирует удивительную беспомощность в защите прав собственных граждан, переживших в детском возрасте нечеловеческие муки и страдания.
Это где-то там, вдали от наших краев, сказавший подобное депутат сразу перестал бы быть политиком. В наших краях ершовы не только не тонут, но и прекрасно себя чувствуют.
И с удовольствием наблюдают, как уходят на тот свет оскорбленные и униженные ими люди.
Глядя на это, понимаешь, что мы – бессовестная страна. Потому что только в бессовестной стране у власти могут находиться люди, прибирающие к рукам по десятку квартир, и одновременно заставляющие старика-ветерана доживать свой век в скотских условиях. Только в бессовестной стране у власти могут находиться люди, покупающие за бюджетные деньги престижные иномарки с элитной отделкой, но не находящих в бюджете пары сотен тысяч рублей для оплаты бесплатного проезда для стариков, в детстве прошедших концлагеря.
И если с таким людьми во власти мы не можем ничего поделать, то выходит, что мы вместе с ними доделываем то, что не сумел сделать Гитлер – добиваем узников фашизма.
![]() |
|
Андрей Сидорчик , Редактор раздела «Общество» «AиФ».ru |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции