Александр Ширвиндт, народный артист РСФСР
Я помню те годы. Россия тогда переходила в другой строй. Никто не знал, куда именно мы идём. Зато было много пафоса, разговоров о том, что новому государству нужен новый гимн… Но так не бывает и не может быть в нормальном государстве. Гимн - это гимн. Его нельзя постоянно переписывать. Сначала «Боже, царя храни», потом «Союз нерушимый республик свободных», теперь вообще неизвестно что… И откуда появится желание учить гимн, когда мы знаем, что его могут поменять в любую минуту, как и государственное устройство?
На мой взгляд, гимн - не просто рифмованные строки. Он должен иметь под собой нечто идеологически мощное.
Возьмите ту же Америку. Здесь есть железная скелетность государства… Поэтому люди не трясутся на выборах, что всё рухнет с новым президентом, они верят в завтрашний день и знают: государство их не бросит в беде. Естественно, они гордятся страной. И то, что они все знают гимн, - следствие этого.
А ведь это у нас было… Все помнят кадры, когда Ирина Роднина выиграла Олимпиаду. Крупный план, у фигуристки под музыку советского гимна текут слёзы. А сейчас ни флаг, ни слова, ни музыка гимна не вызывают у спортсменов глубоких чувств, потому что они не существуют вот здесь, в сердце, в душе. И поэтому они просто открывают рот под фонограмму.
Для того чтобы россиянам захотелось выучить гимн, нам нужно наконец перестать переписывать историю...
Проходные дворы Александра Ширвиндта. Артист представил новую книгу
Памятник автору гимна страны Александрову откроют в столице
Александр Ширвиндт: «Без свободомыслия царит словоблудие»
Ширвиндт о спектакле «Дураки»: в этой пьесе звучит нота сегодняшнего дня
Ширвиндт: «На названной в честь меня планете жизнь была бы смешнее»