Герой новой книги Михаила Веллера «Бомж» - бомж, неудачный «строитель» финансовой пирамиды. Вернее, их там много, героев, - этакий парафраз с горьковским «На дне». Только дно в России начала ХХI века оказалось более неприглядным, чем в начале ХХ. И картина жизни, если смотреть на неё снизу, оказывается совсем не такой, как её пытаются рисовать в своих речах и отчётах власти предержащие.
Сломанные люди
Юлия Шигарева, «АиФ»: Вы, Михаил Иосифович, о своих героях говорите: эти люди стали бомжами, потому что не выдержали, когда жизнь их проверяла на излом. Так у нас таких полстраны наберётся - кто-то сломался физически, кто-то, чтобы выжить в новом мире, вынужден был сломать нравственные законы. С такой страной сломанных людей можно было построить что-то стоящее?
- Но ведь и Пётр Россию об колено ломал. И что, тогда тоже появилась целая армия сломанных людей?
- Пётр жесточайшим образом подчинил страну своей воле. Но при этом дал перспективу - и общегосударственную, и личную. Своим умом, храбростью, энергией ты можешь сделать карьеру и сколотить богатство. Позднее Наполеон сформулировал этот принцип: «В каждом солдатском ранце лежит маршальский жезл». Поэтому страна, страшно боясь грозного государя, ещё и любила, и верила. Потому что победы были, верфи были, заводы были. Народишко на них кряхтел и разбегался, но - было чем гордиться.
В настоящее время мы имеем чуть иное. Гибрид из либерал-демократической идеологии и национального характера дал результат чудовищный по уровню коррупции, воровства, раскрадывания страны и абсолютной безнаказанности.
Сам дурак?
- «За державу обидно» - это сегодня стало лейтмотивом настроений в обществе.
- Ещё как!
- А были в истории России периоды, когда за державу не было обидно?
- Я мог бы назвать два периода, когда народ был счастлив за свою страну. И оба - не очень долгих. Первый - это 1961 год. Полёт Гагарина. Первыми запустив искусственный спутник Земли, мы первыми отправили человека в космос. Мы могли! Мы были лучше! Мы были горды собой. И был необыкновенный энтузиазм во всех областях жизни. Эйфория эта продолжалась около года.
Второй период - после ГКЧП, конец лета 1991-го. Когда на лицах расцвело необыкновенное человеческое выражение, на них отражалось такое достоинство, которого никогда - ни до, ни после - не было. На лицах тогда было написано: «Это наша страна! Мы в ней живём. Мы ею управляем. Мы построим свою жизнь так, как мы сами решим».
Потом отпустили цены, народ протёр глаза и увидел, что началась «прихватизация». Что ловкие ребята заранее наметили, кому что, и этот подъём тоже навсегда закончился.
- Но ведь тогда, в 1991-м, миллионы действительно верили: это наша страна и сейчас мы её построим по уму - справедливо, без унижений и рабства. А оказалось...
Их идеализм был наказан жесточайшим образом. Потому что рынок существует только в жёстком государстве, при разумных и неотвратимо действующих законах. А если этого жёсткого государства нет, рынок мгновенно превращается в бандитскую точку, где сила облекается в форму понятий. И по понятиям пацанов давят, по понятиям дербанят страну, по понятиям угоняют сырьё за бугор и штампуют там титановые лопаты, а директор предприятия имеет свой откат. Именно это у нас и произошло. А потом такие люди, как Шмелёв и компания, разводя руками, говорили: «Мы не ожидали, что народ окажется так нехорош».
- Тогда, в 90-е, застрельщики перестройки не ожидали, что всё свернёт не на те рельсы. Нынешние «застрельщики», вводя контрсанкции, тоже не ожидали, что всё так обернётся? Они реально не знали, что страна давным-давно живёт на импортной игле, а вовсе не на нефтяной, как им казалось?
- Старинная народная мудрость «сытый голодного не разумеет» гораздо глубже, чем это кажется. Мне раз в год приходится ездить в машине с мигалкой - с кем-то из знакомых. Через 20 минут я ловлю себя на мысли, что проблемы пробок не существует. В принципе пробки есть, вот они стоят, но мы-то едем! Да, проблему эту надо решать, но когда-нибудь потом.
Точно так же мы знаем, что в Африке миллионы умирают от голода и СПИДа. Но мы же не можем накормить их всех своей печёнкой! Они умирают там, а нам надо как-то жить здесь. Вот так же люди, которые живут в совершенно ином социальном слое, с иным уровнем прав и возможностей, с иным достатком, не в состоянии и близко осознать, как живёт и что ест так называемый народ. Его народ, конечно, волнует. Но по остаточному принципу. Сначала ведь нужно подумать о себе и о семье, о своих заработках и о своих партнёрах - что перед ними нужно выполнить обязательства, чтобы тебя не удавили. Потом подумать о державе. Потому что твоё благополучие неразрывно связано со статусом и стабильностью державы. И уж потом - о народе.
- Кризис помог им увидеть, как всё обстоит на самом деле?
Страну всё это время выносили вон. И процесс этот прогрессировал. Если при Немцове нефть стоила 11-14 долларов за баррель и бюджету на самом деле приходилось туго, то сейчас при нефти в 60 им всё равно не хватает - для воровства! Они воруют уже только миллиардами - потому что меньше миллиарда вроде бы как-то и несолидно. Но раньше или позже наступает критический момент - на всех воровать не хватает. И тогда вспоминают о народе - хоть он и бедный, ну ничего, пусть ещё немного подожмёт пояса.
Все же отлично знают, как это прекратить. Нужно изменить налоговую систему - и ясно как. Нужно изменить политическую систему - и ясно как. Нужно изменить систему внешнеполитических отношений - и ясно как. И всё будет прекрасно!
- Есть у вас фраза в книге: «Если бы в России не пили - давно бы построили рай на земле». Будет это?
- Пьющий человек покладист. Пьющий человек более лоялен. По принципу «оглянешься кругом - ужас! Выпьешь, махнёшь рукой - да гори оно!..» Пьющий человек не будет устраивать какие-то там волнения, требовать соблюдения прав. Он напьётся и свалится у дороги.
Если Россия бросит пить, то прежде всего она начнёт обустраивать Россию. И при этом обустройстве полетят такие щепки, что у сильных мира сего кошмары не пройдут даже в дурдоме. Поэтому власть думает: пусть уж лучше пьют! А то они с трезвых глаз чёрт знает что наломать могут. В 1914-м объявили сухой закон - так после поимели две революции и одну гражданскую войну.