Контролирующие органы продолжают разбираться с проблемами, возникшими при эксплуатации новейшего пассажирского авиалайнера «Боинг-787», поставки и эксплуатация которого были прекращены из-за целого ряда инцидентов.
Аккумуляторы раздора
Так, 16 января «Боинг-787», принадлежащий японской авиакомпании ANA, совершил экстренную посадку в аэропорту Такамацу из-за задымления на борту. За восемь дней до этого произошло возгорание на борту «Боинга-787» японской компании Japan Airlines, находившемся в аэропорту Бостона. По счастью, к моменту возникновения чрезвычайной ситуации, все пассажиры были высажены, а сам самолет находился на стоянке.
Как выяснилось при проверке, причиной задымления и возгорания стали аккумуляторы, поставляемые «Боингу» компанией GS Yuasa.
Именно на завод GS Yuasa в Киото пришли с обыском представители Министерства транспорта Японии и Федеральной авиационной администрации США. Как сообщили проверяющие, администрация предприятия оказывала всяческое содействие контролирующим органам.
Впрочем, у GS Yuasa и не было особого выбора: сразу после того, как стало известно о первом «аккумуляторном» инциденте с «Лайнером мечты», акции компании рухнули сразу на 18 процентов. В этой ситуации только полная открытость и откровенность может спасти гибнущую репутацию GS Yuasa.
Важным нюансом является то, что японская компания GS Yuasa сделала себе имя на производстве и продажах аккумуляторов для автомобилей. Однако в начале 2000-х годов GS Yuasa понесла серьезные потери от падения продаж литий-ионных аккумуляторов автопроизводителям.
В подписанном в 2005 году многомиллионном контракте с «Боингом» GS Yuasa видела настоящее спасение, однако последние события ставят под угрозу не только будущее «Лайнера мечты», но и самой японской фирмы.
Проблемные «мечты»
Но аккумуляторами проблемы «Боинга-787» не ограничиваются. Только в декабре 2012 года на различных самолетах данной модификации регистрировались неполадки в тормозной и топливной системах, проблемы с электропроводкой. К этому списку можно прибавить утечку масла в двигатели, и даже трещину на стекле пилотской кабины. А еще прошлым летом японская авиакомпания All Nippon Airways вывела из эксплуатации сразу пять «Лайнеров мечты» из-за коррозии двигателя.
После январских инцидентов все владельцы «Боингов-787» стали в массовом порядке выводить их из эксплуатации вплоть до устранения всех неполадок. Как говорится, береженого бог бережет.
Федеральное управление гражданской авиации США отчаянно защищало честь родного «Боинга», признав в начале января «Лайнеры мечты» безопасными. Министр транспорта США Рэй Лахуд выразил готовность лично слетать на «Боинге-787».
Однако всего через несколько дней власти Соединенных Штатов пересмотрели свою позицию, наложив запрет на эксплуатацию «Лайнеров мечты» американскими авиакомпаниями.
Проблемы с «Боингом-787» напрямую коснулись простых пассажиров. Только на предстоящей неделе отмена рейсов этих лайнеров затронет 18 тысяч человек.
«Молния», которая боится молний
Одновременно с историей «Лайнеров мечты» выяснилось, что оконфузились и разработчики американской военной авиатехники.
Перспективный американский истребитель F-35, на разработку которого потрачены миллиарды долларов, оказался не в состоянии выдержать попадание молнии. Такой неутешительный вердикт вынесло Управление эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона. Самолету, который разрабатывался как машина, способная выполнять боевые задачи в любых погодных условиях, теперь запрещено менее чем на 40 км приближаться к зонам с грозовой активностью.
Самое анекдотичное заключается в том, что истребитель, боящийся молний, ранее получил от разработчиков гордое название… «Молния».
Больше того, недостатки конструкции выявлены практически во всех системах боевой машины. На этом фоне происходит как увеличение сроков введения F-35 в эксплуатацию, так и рост стоимости истребителя.
Между тем, в создание «Молнии» вложили свои средства целый ряд стран-союзниц США, таких как Великобритания, Норвегия, Канада, Турция. Эксперты отмечают, что проблемы с этой боевой машиной заставляют их срочно искать выход из ситуации. Норвегия в ожидании F-35 вынуждена запускать программу модернизации своих устаревших самолетов, а Турция и вовсе задумывается об отказе от американских истребителей в пользу других производителей.