Почти всё население района когда-либо трудилось на местном валяльно-войлочном комбинате. В год фабрика обеспечивает валенками около миллиона россиян. Заказы поступают и от местных модниц, и от сборной России к Универсиаде. Корреспондент «АиФ-Казань» Алия Шарафутдинова провела одну смену с рабочими.
Справка | |
---|---|
Валяльная фабрика в селе Кумор была основана ещё в 1867 году братьями Комаровыми. К революции она насчитывала уже полторы тысячи работников, многие из которых были «надомниками». В советское время комбинат обеспечивал 30 % жителей СССР валенками. Сейчас здесь трудятся 750 человек, и это самое крупное производство валенок в России. |
Людмила Ахметшина трудится над созданием валенок вот уже 35 лет. Она профессиональный валяльщик и главный технолог на фабрике. В Кукмор Людмила приехала по распределению, после окончания Омского техникума лёгкой промышленности. Коренная сибирячка встретила здесь свою любовь и осталась навсегда. «Нас было 20 человек – первый выпуск по этой специальности. Привезли, чтобы мы не разбежались по стране, но не всем понравилась работа. А я вот верна своей профессии!» – с гордостью говорит женщина, провожая меня к одному из семи цехов.
В «зачаточном» состоянии валенки – это клок обычной шерсти овец каракулевской породы или мериносов, который проходит через несколько десятков производственных этапов, перед тем как превратиться в удобную зимнюю обувь.
В старых полутёмных зданиях комбината остро пахнет шерстью, жарко и сыро. Здешнему оборудованию ни один десяток лет, но, по словам сотрудников, такого уже нигде больше не выпускают. В некоторых помещениях ещё стоят автоматы с газированной водой и гранёным стаканом, напоминая советское время.
Работа начинается с подготовки шерсти. Со склада грязные кипы поступают на мойку, где их очищают в специальном растворе, потом полощут в ванной и сушат около 40 минут.
3 смены рабочих в день промывают 15 тонн шерсти.
Знаменитые кукморские валенки создают из грубой, полугрубой и мягкой шерсти. Правда, татарстанская романовская овчина для промышленного производства не подходит. Поэтому белую и серую грубую шерсть каракульских овец везут из Казахстана и Монголии за 20–25 руб. за кг, а мягкую шерсть мериносов – из Австралии за 500 руб./кг. Из них валяют обувь для спецодежды и для повседневной носки.
Скомканная чистая шерсть разрыхляется и смешивается с шерстью другого цвета по специальному «рецепту» (соотношению) до однородной массы, а дальше поступает в чесальный цех, где всё расчёсывается колючими валиками и наматывается на специальные катушки. Здесь всё в пару и дыму: стучит, шумит и грохочет.
23-летняя Эльмира Смулькина в комбинате уже 5 лет. Сейчас трудится на самом важном этапе производства – формирует детский валенок 17 размера, на который понадобится около 1 кг шерсти.
Сначала на специальный чехол она навивает шерсть и создаёт основу будущей обуви, которая проходит притирку на специальных станках с паром. Затем девушка должна вынуть чехол и вытянуть валенок по специальным шаблонам – меркам, нарисованным на столе. За пятилетний стаж работы Эльмира научилась всё делать на глаз. «От меня зависит качество готового валенка, поэтому важно не допускать дефектов», – говорит она. Такой полуфабрикат валенка называют конусом.
Следующий этап тоже включает ручной труд специалиста. Оформляется головка валенка – носок, пятка и подошва, таким образом, чтобы получился своеобразный прообраз будущего валенка, напоминающий по форме огромный носок. Причём «носок» должен обладать строго определённым размером и толщиной. Затем пушистая шерсть опять притирается с паром.
Работница добавляет шерсть и уплотняет нижние ноские участки валенка, следит за тем, чтобы не было тонких место с обеих сторон.
Катание, сжимание, пресс – шерсть становится неразделимой. Затем форму растягивают и придают вид валенка. Только она пока что в два раза больше того размера, который получится в итоге.
Далее валяльный цех! Партия уходит на купание в большой деревянный барабан – «молотову машину», который с помощью механического воздействия, воды и высокой температуры сваливает заготовку, уменьшая её в размерах в несколько раз.
Весь процесс валяния на кукморском комбинате делят на периоды: первый – 5 минут, второй – 10 минут, третий – 30–40, до готовности.
Каждый раз мочёные горячие валенки вытягиваются на специальных металлических рычажно-растяжных станках, так называемых «крокодилах», которые становятся меньше и меньше в размерах.
Работницы поражают синхронностью действий.
В насадочном цехе полуфабрикат, который уже называется «обстиром», держат на пару для придания эластичности.
Затем каждую смену 3 бригады мужчин насаживают 1600 валенок на 30-килограммовые металлические формы, придают окончательную форму путём обстукивания колодки.
Далее валенок отправляется в сушилку с 80–90-градусной температурой. «У нас, конечно, не все могут работать, – говорит Люмила Ахметшина. – Средняя зарплата 20–25 тыс. рублей, но их нужно зарабатывать кропотливым тяжёлым трудом. У нас много молодёжи с высшим образованием, например, выпускников ТИСБИ. Сейчас же все в юристы идут».
Почти готовые и сухие валенки поступают в отделочный цех, где проходят косметические процедуры: их очищают от лишнего ворса, определяют размер, находят пару, обрезают голенище, подшивают, ставят клеймо и отправляют для обрезинивания подошвы в цех вулканизации.
Здесь же появляются и различные украшения на валенках. Производственная швейная машина вышивает 1000 стежков в минуту и за 10 минут украшает сразу три пары обуви одинаковыми узорами.
24-летняя Гузель Закирова считает, что нашла работу, о которой мечтала. Она закончила художественное училище, а затем получила высшее образование в одном из казанских вузов по специальности дизайнер. «Работа почти идеальная, с нормальным заработком для нашего района, тем более что у молодёжи с трудоустройством сейчас проблемы, – рассказывает она, вырезая из войлока узоры. – Видите, я украшаю валенки, как хочу. Затем показываю дизайнерам, и целую партию мы расшиваем по моей задумке».
В день комбинат производит 5000 пар валенок. Их качество контролируют в лабораториях. «Долгое время валенки находились в забвении, поскольку пользовались ими только солдаты и рабочие, – рассказывает директор комбината Шамиль Ахметшин, посветивший жизнь изготовлению валенок. – Потом мы стали придумывать различные украшения, добавили цвет, вышивку, удобную подошву. И начала формироваться культура носки модельных, модных валенок. Валенки – это самая тёплая обувь для россиян! К тому же срок хранения их не ограничен, можно носить даже через 100 лет».