Территория благотворительного приюта для животных «Альма», новость о пожаре в котором буквально взорвала Рунет и социальные сети, оставляет после себя гнетущее впечатление. Огороженный забором пустырь в промзоне в районе шоссе Энтузиастов недалеко от железной дороги не выглядит райским уголком для братьев наших меньших, но и этому месту они рады. Здесь им гарантированы забота, уход, питание. Запах гари давно уже прибило мелким осенним дождём. Завалы обгоревшего мусора – остатки вольеров, банки с собачьими консервами и сухими кормами, старые вещи, дававшие тепло, – были за ночь убраны волонтёрами.
На призыв блогера Мити Алешковского, брошенный в выходные, откликнулись многие. «Я никого не могу подозревать, врагов у меня нет. Мне никто не угрожал, никто не предъявлял претензий в течение 15 лет, – рассказывает «АиФ.ru» Людмила Бычкова, директор приюта, о предполагаемых причинах пожара. – Землеотвод оформлен совершенно официально в 1997 году, у нас есть юридическое лицо, т. е. организация оформлена в Минюсте. Рядом нет жилых строений, так что конфликтов с местными жителями тоже быть не должно. Я думаю, что это сделали люди, временно заезжие. Приехали, посмотрели, может быть, окурок бросили».
Именно она, да ещё сторож приюта Валентина Антоновна ведут в «Альме» всё хозяйство – а это без малого две сотни питомцев, включая собак, кошек. Их свозят в приют со всей Москвы и области. После инцидента поголовье приюта сократилось на 13 штук. 5 собак и 8 кошек, которые, к слову, были стерилизованы. Остальные уцелели чудом и, слава богу, не разбежались по окрестностям. В том, что виновные будут найдены, Бычкова сомневается и говорит, что главное сейчас – это восстановить сгоревшие постройки до зимы. Не было бы счастья, да несчастье помогло. После пожара у приюта добровольных помощников прибавилось.
Люди к «Альме» идут потоком, а два мобильных телефона в руках хозяйки звонят практически без перерыва. Завалы практически разобраны, теперь главный вопрос – восстановление сгоревших вольеров. Управа выделила в помощь пять разнорабочих, но их не хватает. Так что рады ответственные за работу учреждения любой помощи.
До пожара у «Альмы» не было зарегистрировано никаких интернет-кошельков, но после того, как появились мошенники, собирающие средства от имени приюта, пришлось заводить свои. Сейчас они доступны на официальном сайте приюта. Контингент волонтёров весьма широк. От тех, кто помогает «Альме» и другим подобным приютам регулярно, до тех, кто хоть и живёт в Лефортово, но «узнал о трагедии из новостей по ТВ». «Привезли консервы, миски, крупы», – рассказывает девушка Катя. «А я тысячу рублей принесла», – улыбается пенсионерка Людмила Петровна. Добровольцы приходят из соцсетей – Twitter’а, «ВКонтакте», Facebook’а.
Активисты различных зоозащитных организаций (например, «Живодёрам.НЕТ!») поспешили обвинить в поджоге так называемых догхантеров – стихийных регуляторов численности бездомных собак, однако эту версию ещё предстоит проверить специалистам из МВД и противопожарной службы. Как сообщил корреспонденту «АиФ.ru» один из работающих на месте дознавателей, сейчас рассматривается несколько версий произошедшего, в том числе и неосторожное обращение с огнём, поджог и другие.
На форуме догхантеров и в общении с корреспондентом «АиФ.ru» представители данной субкультуры встретили попытки «навесить на них всех собак» (как было ранее в парке
Резонансные пожары в благотворительных приютах для животных происходят не в первый раз. В 2012 году в поле зрения СМИ попали случаи в Великих Луках (Псковская область), Зеленограде, Тимашевске, Усинске, Соликамске. Последний случай был зафиксирован 15 мая. В результате происшествия заживо сгорели около 25 собак. Животные оказались заперты в клетках и не смогли выбраться. Сгоревшая постройка не имела никаких инженерных коммуникаций, поэтому версия о коротком замыкании отпала сразу.