Я до сих пор пребываю в некотором унынии от той картины православия, что была представлена зрителям. Я подумал, что если наши граждане судят о Церкви по тому, что видят в телевизоре, слышат по радио, читают в Интернете, то можно лишь догадываться, какие мрачные образы и аналогии у них возникают. У меня складывается впечатление, что православие в общественном сознании всё больше предстает как дурной скандальный политизированный сериал.
Церковь и СМИ
Ещё 5 лет назад руководители церковных пресс-служб с радостью говорили, что у СМИ есть список позитивных вопросов к Церкви, чему, конечно, способствовало появление Социальной концепции Русской православной церкви, достаточно ясно обозначившей те стороны и области общественной и частной жизни россиян, в которых Церковь чувствует свою ответственность, по которым есть что сказать христианам. Но сегодня, как я вижу, всё изменилось.
После падения СССР первые лет десять прошли в непонимании со стороны СМИ, что с Церковью делать, как и о чём к ней обращаться. Журналисты отталкивались от примитивного запроса общества: что кушать в пост, какому святому молиться, какой рукой свечку ставить и т. д. В первые постсоветские годы православие в СМИ предстало преимущественно как полуязыческая обрядовая религия.
Следующий десяток лет после обозначения церковной позиции по социальным, политическим, нравственным и иным вопросам стало ясно, в чём компетентны представители Церкви. Начался вполне ясный диалог. С православием стали ассоциироваться важные для христиан темы семьи, воспитания детей, неучастия Церкви (но не христиан) в политике, идеала общественного устройства, прав человека, профилактики и лечения СПИДа и различных зависимостей, «православной культуры» в школах, неприятия пропаганды гомосексуализма и т. д. и т. п. Всё это помогало нашим гражданам понять, что православные – это не инопланетяне, что вера во Христа не отрывает человека от общества, не снимает ответственности христиан за происходящее. Вера во Христа ставит, прежде всего, нравственные и религиозные границы для христиан, открывая полный простор для общественной и государственной жизни.
И вот, особенно в последний год, подход СМИ к Церкви изменился. Стремление к диалогу ослабло. Творческое, компетентное свидетельство о христианской позиции ушло в тень. СМИ теперь интересует не христианство и не христиане, а РПЦ как структура, даже как политическая или бизнес-структура. Интересует жизнь медийных православных «персон», и конечно, в скандальном разрезе. Очень показательно резкое и массовое появление на интернет-страничках баннеров с изображением Святейшего Патриарха, отсылающих на «жёлтые сайты». Наряду с предложениями узнать подробности частной и интимной жизни какого-нибудь Филиппа Киркорова нам предлагают нечто подобное узнать и о Патриархе.
Некоторые считают, что началась «информационная война» против Церкви. Я уже говорил, что пока не согласен с такой оценкой. Мне скорее представляется, что происходящее порождено со стороны СМИ известным принципом «ничего личного – только бизнес». То есть мы как бы слышим: «Дорогая церковь, ничего личного. Скандалы, провокации – это просто бизнес, люди хотят смотреть „сериал“, и они его получают».
Что зависит от самих православных?
Мы знаем, что некоторые православные «медийные персоны» готовы устраивать провокации, быть в центре скандалов, умеют «переходить на личности», быть «экспертами» по всем вопросам и свысока читать нотации. Их постоянное присутствие на «голубых экранах» выгодно СМИ. Но почему это не волнует самих православных христиан? Почему они спокойно терпят, что от их имени в эфир льётся агрессия, ложь, унижения, явно ангажированная политизированная пропаганда?
Если судить по тому, что мы видим, по тому, кто сегодня – «лица православия», то создаётся однозначное впечатление, что приоритетные темы – это «Великая Россия» и её защита от «врагов», которые, оказывается, есть и среди церковных людей. Мы видим публичное размежевание по политическим (!) вопросам и даже со стороны церковных чиновников. Известные медийные спикеры готовы отречься от братьев и сестёр во Христе из-за отношения к «Путину» или к «выборам». Мне непонятно, почему многие простые православные спокойно относятся к тому, что их вера всё глубже ассоциируется с политикой, более того, политика становится мерилом веры?
Простые христиане не возмущаются и тем, что от их имени действуют настоящие бойцовые группы «апологетов». Не возмущаются, что молодчики с кирпичами и горелками, именуя себя «православными миссионерами», проповедуют против «либералов» и «болотных». Не возмущаются, что те «силовые» методы атеизма, от которых так сильно пострадала Русская церковь в советские годы, ныне стали средствами «насаждения» и «защиты» православия.
И последнее. Никого не беспокоит, что православие для некоторых стало этаким аналогом RPG-игры под названием «Поле чудес» в «стране дураков». Разного рода «православные деятели» за счёт простых людей «прокачивают» свой имидж, а то и материальное положение. Простые люди являются не более чем средством их «прокачки». Этому, кстати, как нельзя лучше способствует простой популизм и благочестивая риторика. Вот, к примеру, православные протесты против ювенальной юстиции. Простым людям, опять же, от имени Церкви предлагается вроде бы идея «заботы о детях». На самом же деле про заботу и про добрые отношения речь не идёт. «Впаривается» идея «врагов», «запада», «белоленточников», то есть всё та же политика. Безусловно, надо защищать детей, надо бороться с чиновничьим произволом, с беспределом со стороны «опеки» и т. д. Опасности для детей порождены современной Россией и стоят в одном ряду с «мигалками», «распилом», «откатами», развалом медицины и т. д. Но об этом те люди, что от имени православных борются с ювенальной юстицией, предпочитают молчать.
Если говорить серьёзно, то простые верующие могут очень много. Могут, прежде всего, сказать и себе самим, и окружающим, что этот яркий и льющийся отовсюду «политизированный скандальный сериал» имеет призрачное отношение к христианству и к настоящей православной жизни.
Юрий Белановский, Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» |