Именно таким образом возникли Вашингтон и Оттава, Канберра и Бразилиа, Исламабад и Путраджая.
Опыт создания новых деловых центров, сложившийся в течение последних двух столетий, убеждает: затея эта непростая. Её стоимость может исчисляться несколькими ВВП страны. При этом возведение новой столицы или перемещение столичных функций в специально созданный правительственный городок решает сразу несколько задач: разгружает мегаполис, вместе со столичными функциями выводя из него колоссальный клубок переплетённых коммуникаций, что позволяет решить проблемы транспортных заторов.
Город-коридор
Показателен пример малайзийской Путраджаи. Город спланирован как широкий коридор с огромными площадями для парков, рекреационных зон и водоёмов. Близость исторической столицы Куала-Лумпур (между городами всего 25 км) позволила часть культурных, общественных и торговых функций оставить в старой столице. Плотность населения в новой столице минимальна. Чистота и малолюдность придают Путраджае достоинство центра мощного государства. Несколько иначе сложилась судьба главного города Бразилии. По мнению Виктора Логвинова, президента Союза московских архитекторов, этот проект в одних аспектах удачный, в других - провальный: «Где были учтены ментальные и культурные особенности страны, всё получилось неплохо. Там, где они были бездумно заменены западными стереотипами, ничего не вышло. Скажем, центр города Бразилиа, спроектированный выдающимся зодчим Оскаром Нимейером, с точки зрения архитектуры великолепен. Но получился закрытый чиновничий анклав, не вросший в остальной город. Это породило целую цепь социальных и психологических проблем».
Бразилиа переполнена строителями, торговцами, иностранными рабочими, неспособными купить дорогостоящее жильё, заранее выстроенное, но так и оставшееся пустым. Классовый контраст привёл к росту преступности.
Намеченная к 2000 г. численность населения 500 тыс. чел. была превышена к середине 1970-х гг., а к рубежу столетий в столице проживало уже 2 миллиона. Но главную свою задачу Бразилиа выполнила: дала толчок развитию ранее безлюдных районов центра страны.
Трущобы Корбюзье
Неудачным экспериментом стало и строительство индийского Чандигарха. Несмотря на то что там реализованы проекты гениального архитектора Ле Корбюзье, без учёта менталитета местного населения он быстро превратился в город трущоб.
- Гораздо удачнее, - считает Виктор Логвинов, - выстроена новая столица Казахстана. Этот масштабный геополитический проект всколыхнул всю страну, изменил национальное сознание, отношения севера и юга страны. Сходство Астаны и новой Москвы в том, что на 98% там было новое строительство на пустовавших территориях. Парламентский и правительственный центры органично вписались в городскую среду.
- Расширение Москвы в идеале должно быть комплексным, - считает Сергей Гнедовский, вице-президент Союза архитекторов России. - Если правительственный городок будет расти вместе с жильём, объектами культуры и быта, сетью дорог - примерно так, как это происходит в Путраджае, - тогда это комплексное развитие себя оправдает. Но, полагаю, у Москвы больше исторического сходства с Парижем, вокруг которого выросло несколько городов-спутников, и именно по ним распределились трудовые ресурсы. В проходящем сейчас конкурсе десяти творческих коллективов на развитие Большой Москвы есть разумные идеи. Они связаны с созданием своеобразных «магнитов» в городах-спутниках вокруг Москвы, уже имеющих инфраструктуру, которая будет системно развиваться, и транспортные коммуникации свяжут её в единый комплекс.