Стоять в пробке в автомобиле с кондиционером или стремительно мчаться в душном вагоне метро? А может, лучше пересесть в трамвай? Чтобы ответить на эти вопросы, «АиФ» отправил корреспондента в подземку с портативной метеостанцией, а также призвал на помощь экспертов.
Если повезёт с вагоном
Согласно результатам опроса, обнародованным на днях одним из крупных интернет-порталов, 12% москвичей считают, что в метро необходимо улучшить вентиляцию. Казалось бы, после аномальной жары двухлетней давности многочисленные жалобы пассажиров заставили администрацию метрополитена более пристально следить за погодой в своём царстве. И на официальном сайте подземки теперь ежедневно можно отслеживать температуру на каждой станции, и, как правило, превышений нормы нет (по СанПиН нарушение - если она поднимается выше 28°С). Кроме того, нам регулярно сообщают о появлении в подземке всё новых поездов, оснащённых кондиционерами. Сообщений-то много, а сами составы можно по пальцам пересчитать.
Как пояснили в пресс-службе Московского метрополитена, только на Кольцевой линии все поезда оснащены климат-контролем - это симпатичные трёхдверные «Русичи». По Калининской ходят всего четыре новейших состава с кондиционерами и обеззараживанием воздуха ультрафиолетом. Хотя обещают, что к концу года и там заменят все поезда. По Филёвской и Бутовской курсируют серые «Русичи» с принудительной вентиляцией. Если такой поезд остановится в тоннеле, поступление воздуха пассажирам не прекратится, как это бывает в обычных голубых вагонах, где отверстия под крышей обеспечивают приток кислорода только во время движения. По Каховской ветке ходят составы «Яуза» - серые, с жёлтой полосой. За небольшие окна и странную форму в народе их называют «гробиками», но зато и в них есть принудительная вентиляция. И наконец, гуманные к пассажирам составы есть на Люблинской линии - это полностью отреставрированные привычные голубые вагоны, куда тоже приладили вентиляторы. Вот и всё.
Таким образом, из 4679 вагонов менее четверти имеют «умные» приспособления для борьбы с духотой. Неудивительно, что москвичи по-прежнему недовольны качеством воздуха в метро. Замеры корреспондента «АиФ» показали (см. инфографику), что только в поездах, оснащённых кондиционерами, температура остаётся комфортной, даже если людей в вагоне много. В остальных она при небольшом количестве пассажиров близка к критической, а при давке стабильно превышает норму.
Не забыть включить
Интернет-опрос | |
---|---|
Что вас не устраивает в городском общественном транспорте?
■ Состояние транспорта - 27% (468 голосов) ■ Цена проезда - 27% (459 голосов) ■ Расписание - 18% (315 голосов) ■ Маленькая вместитель- ность - 15% (249 голосов) ■ Всё устраивает - 13% (213 голосов) Всего голосов: 1704 Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU |
Аналогичная ситуация с наземным транспортом. «У нас 2070 автобусов и 536 микроавтобусов из 7430 - с кондиционерами, - рассказала «АиФ» Елена Демченко, глава пресс-службы Мосгортранса. - Они начинают работать, как только температура «за бортом» переходит отметку в 21°С. В трамваях и троллейбусах климат-контроля нет».
По мнению Александра Шумских, руководителя экспертного центра «Пробок.нет», мало закупить автобусы с кондиционерами, нужно ещё научиться ими пользоваться. «Этой весной мы получили много жалоб от пассажиров на то, что в автобусах не работают кондиционеры. Оказалось, в большинстве случаев водители их просто забывали включить, а некоторые машины вообще имели дефект и закачивали в салон горячий воздух», - уверен А. Шумских.
«Повсеместная установка кондиционеров обязательно приведёт к подорожанию билетов, ведь с ними автобусы «едят» гораздо больше топлива. К тому же у нас нет культуры пользования такими агрегатами, и люди открывают окна в автобусах, оснащённых климат-контролем, охлаждая заодно и улицу», - предупреждает Александр Морозов, сопредседатель общественной организации «Город и транспорт».
«Не стоит забывать, что климат в общественном транспорте в буквальном смысле подпортил закон № 294 ФЗ о защите прав юрлиц, запретивший санслужбам устраивать незапланированные проверки. Хотя, если людям в автобусе или электричке душно, они должны не молчать, а жаловаться в Роспотребнадзор», - напоминает Людмила Коротич, замдиректора по науке ВНИИ железнодорожной гигиены.
В общем, пользоваться общественным транспортом в жару можно, если вы у вас здоровые лёгкие и крепкое сердце, а также есть капелька удачи, способная привлечь на ваш маршрут поезда и автобусы, уже оборудованные кондиционерами и с опытными водителями, не забывающими их включать.
О том, на чём предлагают ездить ВИП-пассажирам, читайте в следующих номерах.