В разговоре мы обсуждали то, что привлекло внимание очень многих – скандал с Pussy Riot, Машу Алехину, очередной суд и продление приговора, публичное обращение к Патриарху, реакцию радикально настроенных православных, провокации со стороны именующих себя православными и многое другое. Неожиданно для себя я услышал от собеседника вопрос... Нет, не так. Неожиданно для себя этот вопрос расслышал. Слышал-то я таких вопросов много, но вот именно расслышать, как-то вдруг оказаться лицом к лицу с этим вопросом мне ранее не доводилось. Вопрос был простым: «А почему же так происходит? Почему в Церкви мы видим то же, что и везде: разделения, конфликты, карьеризм, пренебрежение людьми? Это же Церковь Христова?». И сказано это было не просто, а, мол, где же еще искать справедливости, истины, человечности?
На автомате я сказал то, что говорю часто в таких случаях: «А что Вы хотите? Церковь – это же не сообщество «инопланетян», это те же люди, что ходят по улицам, ездят с нами в метро, работают с нами... И верующие, и неверующие так же вышли из советского прошлого... Но христиане имеют веру и доверие к Христу». Честно говоря, в тот момент я сам понял, насколько неубедителен. Дело не в словах, они были правдивы, все так и есть. Дело в глубине и искренности вопроса и некоторой дежурности моего ответа. Я вдруг понял, что ответить могу лишь через личное отношение, показав свое отношение к тому, что смутило моего собеседника, показав мою веру во Христа, засвидетельствовав мою принадлежность к Церкви. Иными словами лично я не могу оправдывать то, что противно
моей совести, но в тоже время мое христианство и моя православная церковь – это моя жизнь!
А еще я понял, сколь мало у меня возможности говорить о Церкви. Да, для меня очень важно, что люди все еще хорошо думают о Православии, что они ждут от него того, чего не получают в повседневности и светском мире. Ждут какого-то другого отношения, какой-то другой жизни. Христиане сказали бы, что люди соскучились по Царству Божьему. Но как говорить об этом, когда даже у людей с хорошим светским образованием уровень образования религиозного чудовищно низок. Поверьте, я проверял это много раз на ректорах институтов, на журналистах, на ученых, на писателях. Прежде чем выразить свою позицию и быть правильно понятым, прежде чем откликнуться на вопрос «что я одобряю?», «что нет?», сказать «почему это так?» – надо сначала прочесть лекцию, расставляющую все смысловые и понятийные фигуры на доске дискуссии, а лишь потом играть свою партию. Иначе есть опасность, что слова отразят в головах слушающих совершенно не ту картину, которую рисовал я.
Но и это далеко не все. Лекция эта должна состоять из трех частей! Сначала важно поделиться тем, что можно назвать «теорией христианства», ну или сделать отсылку к ней. В основе своей – это, конечно, Благая весть или Евангелие. Но не только. Это одна чаша весов. Далее требуется хоть как-то пояснить, что представляет собой Церковь сейчас, как она устроена, по каким правилам живет и почему именно так. Важной является отсылка к советскому прошлому. Это вторая чаша весов. И потом самое трудное – уравновесить эти чаши, показать, как сегодняшняя реальность связана с «идеальной моделью»? Почему лично я принимаю Церковь такой, какая она есть?
Главный вывод, что я для себя сделал, пожалуй, таков. Наши граждане имеют свое представление о Церкви, они видят и слышат от СМИ разного рода истории, а последнее время скандалы. Я даже думаю, что распробовав тему скандалов, СМИ все больше пойдут по этому пути. Так вот, сегодня со стороны православных христиан бессмысленно и даже опасно говорить с людьми с позиции «истины в последней инстанции». Бессмысленно говорить тезисами, штампами, «попытками выгородиться» и тем более угрозами. Хорошо бы что-то подробно объяснять, но нет никакой возможности читать лекции. Единственное, что можно и нужно – говорить о Православии правду, ту правду, что созрела в душе у каждого христианина: что нельзя одобрить – не одобрять; с чем следует согласиться – согласиться; что требует поддержки – поддержать. И ни в коем случае не говорить от имени Бога!
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.