Почти на 39,5% сократилось производство спиртных напитков с крепостью от 25 до 40. А производство столовых вин упало на 10,5% . Одной из причин таких данных считают - перелицензирование. Многие участники рынка не успевали вовремя получить новые лицензии и останавливали производство.
Эксперты уверены, что по мере роста акцизов легальное учтенное производство будет падать.
Между тем бывший министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что рост акцизов на табак и алкоголь в ближайшие годы может составить около 25-30%.
С 1 января 2012 года акциз на спирт должен быть увеличен на 20% - до 277,2 рубля, с 1 июля 2012 года - до 462 рублей, с 2013 года - до 693 рублей, а с 2014 года - до 900,9 рубля.
Многие эксперты нашли нецелесообразным такой подход. Как заявлял председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, повышение акцизов скажется на качестве алкоголя.
«По моим расчетам, поступления в бюджет расти не будут. Алкоголь еще больше уйдет в теневой сектор. И по качеству высокие акцизы сильно ударят. Поверьте моим словам, я знаю, что я говорю. Так что встретимся через год и проверим, кто из нас прав», - цитировала «Газета.Ру» слова Степашина.
Он предложил вместо повышения акцизов на алкогольную продукцию увеличить сборы за оборот этилового спирта.
«Мы тогда сразу повысим собираемость средств в бюджет, будет меньше нелегальной водки. Есть, правда, один риск, о котором говорят. Могут повыситься цены на некоторые виды парфюмерии – лосьончики, одеколончики. Ну и пусть будут дороже, думаю, что «Шипром» и «Красной Москвой» мало кто пользуется. Зато денег в бюджете будет больше. Сейчас в нем сборы от водки – около процента. А пьют в России больше всех в Европе», - заявлял политик.
Кроме этого, в мае 2011 года были введены новые акцизные марки для российской водки и других крепких напитков емкостью 0,1 и 0,25 литра.
Как заявлял председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров, эта мера позволит сократить количество нелегальной водки на прилавках.
По данным Союза, доля нелегального алкоголя на российском рынке почти 40%. Недобросовестные производители часто используют «мытые марки» с фальшивой информацией о размере партии.
Для разных напитков используются свои цвета: зеленый для крепких напитков до 0,1 литра, коричневый - 0,25 литра. Для водки в аналогичных емкостях - оранжевый и голубой.