От нашей каюты до сауны – полтора десятка шагов. Если хочется хорошей встряски для тела, достаточно взять полотенце, выйти в коридор и через несколько секунд вы уже в бане. Этот контраст кажется невероятным: вот только что ты смотрел в открытый иллюминатор на снежную пустыню, где было минус 17 и скрежет выныривающих из-под судна льдин – и тут же окунаешься в запах березовых веников и раскаленных камней. Сауна работает ежедневно, кроме понедельника, с 12 часов.
Вторник и пятница – женские дни (напомню, в экипаже 14 дам). Температура в парилке всегда 105-110 градусов, и посетителям не нужно ничего предпринимать, чтобы «зарядить» ее. Автоматика сама все регулирует, а в нужный час отключает печку и включает вентиляторы.
В бане, как известно, нет генералов, там все равны. В сауне ледокола можно встретить кого угодно. В один из дней мне было необходимо найти Александра Ипатова, начальника станции, которую готовили к высадке на льдину. Требовалось задать уточняющий вопрос по метеорологии.
В каюте Ипатова не было, зато он обнаружился в бане. Так, стоя в соседних душевых кабинках, мы обсуждали, почему долгосрочный прогноз погоды у метеорологов считается невозможным и так ли это на самом деле. В другой день я застал в сауне капитана атомохода, Александра Спирина. Как выяснилось, баню он любит и в парилке сидит довольно долго. Кстати, я ведь обещал спросить у него, сохранилась ли у ледокольщиков традиция просмотра фильма «Покровские ворота» по аналогии с тем, как космонавты смотрят «Белое солнце пустыни» перед полетами. Оказалось, что не сохранилась. Она существовала в 80-е годы, когда фильм вышел на экраны и был особо популярен у экипажа ледокола «Арктика». Сейчас ничего подобного нет.
А при выходе из парилки можно заглянуть в своеобразную «купель»: за шторкой скрыта кабинка, где вместо душа - каркас тонких труб в форме цилиндра. В трубах - мелкие отверстия. Если наступить на огромную педаль, в тело вонзятся десятки ледяных струй. Причём вода солёная, то есть поступает она прямо из-за борта.
Водой Северного ледовитого океана наполнен и бассейн. Дорога к нему ведет из сауны вниз по трапу. Бассейн невелик, но к стене прикреплён «хомут» на резинке – его можно накинуть на себя и плыть, сколько угодно, оставаясь на месте. К счастью, вода в бассейне не с забортной температурой – ее нагревают до 26-28 градусов. Когда ледокол идёт через мощные льды или по чистой воде, но с высокими волнами, в бассейне тоже не на шутку штормит – вплоть до того, что вода из него выплескивается. Еще одна особенность: корпус судна при прохождении льдов иногда вибрирует, и это хорошо ощущают те, кто находится в это время в бассейне. Вибрация отдается гидроударами. Получается, что вы купаетесь в арктической воде, да ещё с гидромассажем.
На этом я заканчиваю рассказ о том, как можно приятно провести время, находясь в плавании на ледоколе. За три недели экспедиции массу интересного довелось услышать и от полярников – как тех, кто отправлялся на льдину, так и тех, кто сейчас возвращается с нами на «большую землю» после года отсутствия. Об устройстве быта на дрейфующей станции, научных исследованиях ее экипажа и судьбах некоторых полярников читайте в газете «Аргументы и факты».
Ледокол доставит полярников в Мурманск >>>
Что важно в характере человека, который работает в Арктике? >>>