Примерное время чтения: 7 минут
1116

Бьёт - не значит любит. Как спастись от домашнего насилия?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Как добыть энергию из молний? 06/07/2011

Антонина отсидела за убийство мужа 6 лет. Осудили на 9 лет, но за примерное поведение в колонии её освободили досрочно.

Замуж вышла по любви, через год родился первый ребёнок, через четыре - второй. Но счастье в доме так и не поселилось. Муж оказался пьяницей и ревнивцем. Первый раз он поднял руку на Антонину, когда она была беременна первенцем. Наверное, уже тогда следовало собрать вещи и уйти, но было стыдно перед родителями. День, когда она убила своего мучителя, вспоминает как самый чёрный в своей жизни, но тихо говорит, что, повторись ситуация ещё раз, поступила бы так же. Муж заставлял её в тот вечер мыть ему ноги и пить грязную воду из таза. В руках он держал топор. Чтобы требуемое было выполнено быстро, супруг вытащил из кроватки спящего двухлетнего ребёнка и выставил в одной пижамке в промёрзшие сени. Малыш страшно кричал, муж размахивал топором и не пускал мать к малышу. Антонина мыла ноги под надрывный плач сына и неотрывно следила за топором. Потом вдруг выхватила его и с неженской силой нанесла удар. А за ним - ещё и ещё…

    

Слёзы статистики

История семейной жизни Антонины чудовищна, но не уникальна. Справедливости ради заметим, что мужчины тоже становятся жертвами семейных разборок, но в 10 раз реже, чем женщины и дети.

                                                               
Интернет-опрос «AиФ»
Как бороться с домашней тиранией?

■  Ужесточить наказание - 35% (492 голоса)

■  Открывать кризисные центры - 32% (450 голосов)

■  Семьи должны сами с этим справляться - 21% (291 голос)

■  Я не считаю это проблемой - 12% (162 голоса)

Всего голосов: 1395

Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU

- Каждый год в результате домашнего насилия в России погибают 14 тыс. женщин. При нынешней демографической ситуации эта цифра страшна втройне, ведь у каждой из них могли бы родиться дети, - говорит Дирк Хебеккер, старший советник по правам человека при системе ООН в России. - Необходимо перенимать опыт передовых стран и внести необходимые изменения в законодательство. Домашнее насилие - это не частное дело семьи. Борьба с ним должна стать частью государственной политики.

Однако изменения в УК, касающиеся насилия в семье, депутаты Госдумы отвергали более 50 раз в течение нескольких по­следних лет. Сейчас в России на учёте в милиции состоят 258 тыс. семейных дебоширов. При этом статистика МВД утверждает, что вероятность стать жертвой убийства или увечий, нанесённых незнакомым человеком, в три раза меньше, чем от руки супруга. Жертвы домашнего насилия молчат до последнего. Стыдятся огласки, пересудов. Да ещё и надежда на помощь правоохранительных органов слаба. И не только потому, что не доверяют полиции. Простого выхода из подобных тяжёлых ситуаций общество и чиновники предложить пока не в состоянии.

Что делают правоохранители с теми, кого поставили на учёт? Проводят профилактические беседы - если, конечно, семейный деспот откроет дверь участ­ковому (ни одна статья закона не обязывает его это делать). Если жена осмелилась написать на мужа заявление, то она сама должна собрать доказательства. Бегать по медучреждениям за справками о побоях, подтверждать у соседей свидетельские показания об издевательствах. Не всякая осмелится даже начать это делать - ведь истязатель, на которого она собирает досье, живёт с ней под одной крышей. И защиты по-прежнему нет.

В 9 из 10 случаев женщина забирает заявление. Ей некуда спрятаться с детьми, домашнего тирана отселить тоже некуда.

- К сожалению, насилие в семье - это практически элемент нашей национальной культуры. Людей никто не учит строить отношения в быту. Такой важный для жизни предмет, как этика и психология семейной жизни, из школьной программы изъяли. Страшно, что каждая переживает свою беду в одиночку, не знает порой, к кому обратиться, где искать информацию о центре, в котором помогут. Безусловно, нам надо расширять деятельность кризисных отделений, рассказывать женщинам о фондах поддержки в трудной жизненной ситуации, - констатирует Татьяна Мельникова, специалист Минздравсоцразвития.

В Германии и США семейное насилие тоже не редкость, но там женщина, подвергшаяся опасности избиения или убийства, моментально получает охранную грамоту государства. На её защиту встаёт прокурор независимо от того, способна жертва написать заявление на мужа или нет. Супруг не имеет права до суда или примирения сторон даже приближаться к жене и детям. Само собой разумеется, что женщина получает убежище в социальной гостинице, где её окружают заботой специалисты разного ранга - от психотерапевта до сотрудника биржи труда.

Что есть у нас? Телефоны доверия. Знаете ли вы хоть один на память? Или хотя бы где его найти? Конечно, они должны быть написаны крупными цифрами в районной поликлинике, районной управе, службе социальной помощи. Но вряд ли вы их там найдёте.

    

Дайте телефон!

- Социальная реклама, а вернее, её отсутствие - одна из больших проблем Москвы. Что уж говорить про другие регионы, - говорит Марина Писклакова-Паркер, директор Национального центра по предотвращению насилия «Анна». - Каждая из женщин может попасть в кризисную ситуацию. В этом случае можно позвонить по телефонам 051, 112, получить бесплатный совет психолога. Есть в Москве и Подмосковье кризисные центры для женщин, которые могут дать временный приют, оказать юридическую и психологическую помощь.

Внешне здание одного из них выглядит как детский сад. За забором игровая площадка, на горке возятся малыши под присмотром воспитателей.

- Мы можем принять не только женщину, жизнь которой находится под угрозой, но и её детей. У нас серьёзная охрана, есть врачи, педагоги, юристы. В центре - 35 койко-мест. Это, конечно, немного для Москвы, учитывая, что женщина может находиться здесь до двух месяцев, пока не решит свои проблемы, - рассказывает Елена Корсакова, зав. стационарным отделением Центра социально-правовой и психологической поддержки женщин «Надежда».

В спасительное убежище может попасть только москвичка. Для жительниц Подмосковья существуют свои кризисные центры в Химках, Ступино и Клину. Но и там без прописки не берут. Адреса всех таких приютов держатся от празднолюбопытствующих в тайне. Их сообщают только тем, кто действительно находится в безвыходном положении. И совсем недавно появился номер, по которому женщине можно по­звонить б­есплатно с любого телефона и получить ответ на вопрос, куда бежать и что делать дальше. Запомните его, не дай бог, пригодится - 8-800-700-06-00.

   

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (30)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах