По оценкам экспертов, от 15 до 30% веселящего зелья в городе «серое» - то есть произведено, оформлено или продано с нарушениями действующего законодательства.
На днях милиционеры столичного ГУВД наведались с проверкой в фирменный магазин, расположенный на территории крупного алкогольного завода. Оперативники обнаружили здесь много интересного: на большей части представленной продукции красовались акцизные марки старого образца, действие которых прекратилось около 2 лет (!) назад. Другие бутылки вообще не имели акцизов, а на складе громоздились ящики иностранных ликёров, джинов и др., ввезённых, по мнению милиционеров, на территорию страны контрабандным путём. Вскоре после начала операции в торговом зале появился хорошо одетый представитель заводской охраны. Ещё через минуту он кому-то докладывал по мобильному, что «полюбовно договориться не удалось, кругом журналисты!».
«У любого крупного производителя алкоголя есть собственная оптовая распространяющая компания, - описал криминальную схему работы бутлегеров начальник отдела Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ГУВД по г. Москве Владимир Якунин. - Как правило, через эту структуру проходит и продукция других предприятий. Видимо, в момент, когда были введены новые акцизы, многие мелкооптовые покупатели вернули туда бутылки со старыми марками. Менеджеры решили не обновлять разрешительную документацию, а поставить спиртное на склад и тихо реализовать, когда шумиха уляжется. Накануне крупных праздников (к примеру, перед Новым годом) торговцам удаётся «скинуть» залежавшиеся запасы. В итоге спиртное продают по рыночной стоимости, не перечисляя в бюджет положенную часть, достигающую 30% стоимости». Чаще всего подобные нарушения встречаются в магазинах, вообще не имеющих лицензии на реализацию спиртного. В маленьких палатках и павильонах «леваком» торгуют из-под полы. Если продавец, как правило приезжий, попадается, проблемы возникают только у него, а руководство уверяет, что было не в курсе. В прошлом году милиционеры обнаружили в столице несколько десятков подобных точек.
«Нам предстоит выяснить происхождение и пути завоза на данную торговую точку контрабандной продукции, - заявил Владимир Якунин. - Возможно, эти напитки вообще разливались прямо на заводе и потом реализовывались оптом для ресторанов и ночных клубов под видом импортного алкоголя». Милиционер припомнил несколько случаев, когда его сотрудники изымали в магазинах и ресторанах спиртное, поставляемое в обход официальных схем. К примеру, в роскошном заведении, находящемся в непосредственной близости к Кремлю, по заоблачным ценам продавали элитный алкоголь: рюмку - по цене бутылки в магазине. При этом налоги с этих напитков не платились.