1 марта 2011 года подразделения ГИБДД начинают выдачу водительских удостоверений нового образца – в виде пластиковой карты с нанесенным на ней штрих-кодом. Удовольствие обзавестись новыми правами обойдется автолюбителям в 800 рублей (таков размер госпошлины). При этом старые права будут изыматься постепенно, с истечением срока их действия. В ряде регионов с выдачей новых прав возникли проблемы.
Как сообщает «Взгляд», водительское удостоверение нового образца представляет собой пластиковую карточку, выполненную в сине-розовой цветовой гамме. Ее размеры составляют 8,5 на 5,5 см, с закругленными углами. На лицевой стороне имеются девять граф: фамилия, имя и дата рождения владельца (в том числе написанные латинским шрифтом), дата выдачи и окончания срока действия прав. Указаны также подразделение ГИБДД, которое их выдавало.
Пятая графа – это номер документа, шестая – его фото. При этом гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют им показываться перед посторонними лицами без головных уборов, разрешат фотографироваться в шапках и платках, не скрывающих овал лица. Также для тех, кто носит очки постоянно, допускается фотографирование в очках без тонированных стекол. Над фотографией сохраняется отличительный знак России – «RUS».
В седьмой графе стоит подпись водителя. В восьмой графе указано место выдачи удостоверения, а девятым пунктом следуют наименования открытых категорий.
Дата начала и окончания действия каждой категории указаны на обороте. Там же имеется штрих-код, содержащий персональные данные. Он располагается в поле размером 10 мм в ширину и 42 мм в высоту. В нижней части карты повторяется ее номер.
Размер госпошлины за получение нового водительского удостоверения составляет 800 рублей.
Что касается старых прав, то, как пояснил главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал-полковник милиции Виктор Кирьянов, водительские удостоверения старого образца будут меняться постепенно, по мере истечения срока их действия. При этом, по словам главного гаишника России, «если водитель сам по каким-то причинам захочет досрочно поменять водительское удостоверение, никто ему в этом препятствовать не будет».
Что касается категорий транспортных средств, то в новых правах появились три новые позиции: ВЕ, СЕ, DE. Как пояснил заместитель начальника управления Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Александр Борисов, эти категории дают право на управление соответствующими транспортными средствами с прицепами. Категория Е из документа исчезла. Отдельные категории предусмотрены для водителей троллейбусов и трамваев.
Категории иллюстрируются картинками на оборотной стороне карты. Они должны помочь дорожной полиции тех государств, в которых данные обозначения не приняты, определить, какими видами транспорта имеет возможность управлять российский водитель.
От подделки новые права, помимо фоновой сетки и двумерного штрих-кода, защищены микротекстами и цветопеременным элементом. Он меняет цвет в зависимости от угла зрения, а сама нумерация выполнена специальной люменисцирующей краской.
Этим средства защиты нового удостоверения от подделки не исчерпываются, однако Борисов предпочел не распространяться о других способах борьбы с фальшивками: «Есть еще ряд защит, но пусть они останутся в тайне».
Он также уточнил, что автоинспекторы специальные «считыватели», при помощи которых водителя можно будет быстро «пробить» по базам ГИБДД.
Что касается вопроса о том, зачем вообще в России вводятся новые права, то Борисов пояснил, что это - требование поправок к Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года, принятых транспортным комитетом ООН в 2004 году.
«В документе содержится ряд требований к водительским удостоверениям, которым, к сожалению, нынешние российские права не отвечали, - отметил представитель ГИБДД. - Поэтому была начата разработка нового водительского удостоверения, а за основу наши специалисты взяли прописанные в Конвенции стандарты, так что права получились международного образца».
Борисов обратил внимание на тот факт, что новое водительское удостоверение не дает водителям права ездить по нему вне пределов России: «Для автомобильных поездок за границей по-прежнему требуются, и будут требоваться международные права, которые выдаются дополнительно при наличии российского водительского удостоверения».
Новых прав на всех не хватит
Между тем, кампания по замене водительских прав, едва начавшись, рискует оказаться под угрозой срыва. В некоторых регионах РФ имеет место острая нехватка оборудования для производства пластиковых карт, в то время как удостоверений старого образца осталось крайне мало.
В частности, начальник Управления ГИБДД по Республике Коми Олег Блохин написал письмо на имя Виктора Кирьянова. Блохин указывает, что «сроки поставки, недокомплект оборудования, а в ряде случаев его неисправность, незапланированное повышение цен на комплектующие, а также отсутствие какого-либо программного продукта приведут к тому, что территориальные подразделения ГИБДД не смогут в указанные сроки перейти на выдачу водительских удостоверений нового образца».
При этом, как подчеркивает автор письма, в наличии остались незначительные объемы водительских удостоверений старого образца. Поэтому при непоступлении аппаратно-программных комплексов (АПК) в марте текущего года подразделения ГИБДД будут вынуждены прекратить их выдачу.
Кроме того, как пишет «Газета.Ru» со ссылкой на источник в ГИБДД Коми, для региональной автоинспекции закуплено только два комплекса оборудования.
«В остальных районах будут выдаваться права старого образца до того времени, пока не будут приобретены комплексы для выдачи новых удостоверений. Скорее всего, такая задержка связана с финансированием», - пояснил источник.
Что касается АПК, то, по данным издания «Гудок», они поставляются московским ЗАО «Концерн Знак». Эта организация неожиданно и существенно повысила цены на аппараты. К тому же данные АПК работают только с дорогим фотооборудованием, необходимости в котором, принимая во внимание качество фотографий на водительских правах, нет. Наконец, программное обеспечение к АПК также вызывает много нареканий со стороны автоинспекторов.
Медведев предложил скрестить права с паспортом
Президент РФ Дмитрий Медведев высказал идею объединения новых прав с общегражданским паспортом в новой универсальной электронной карте. Об этом глава государства заявил 28 февраля на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики страны.
Президент поручил завершить работу над законодательными документами по внедрению универсальной электронной карты к лету этого года. Как заявил Медведев, эта карта «станет вторым по важности идентификационным документом в стране, а возможно, и первым».
«Паспорт - документ формальный, он будет предъявляться в редких случаях», - сказал президент, слова которого цитирует NEWSru.com.
Предполагалось, что универсальные карты будут выпускаться с российским микрочипом. Однако Медведев призвал не ждать, пока он будет создан, и поручил «внедрить» «электронный паспорт» на базе чипа иностранного производства.
«Ждать, пока создадут наш чип, не будем, иначе его никогда не создадут. Внедряйте с иностранным чипом», - заявил глава государства. По словам Медведева, как только будет создан российский чип, будет произведена переинсталляция, и карты будут перевыпущены.
«Никаких проблем это не создаст, что касается базы данных, то бояться нужно другого - считайте, что это мое поручение правительству действовать вот в таком ключе», - сказал президент.