В понедельник Савеловский суд Москвы отказался удовлетворить иск оппозиционных политиков Бориса Немцова, Владимира Рыжкова и Владимира Милова к Владимиру Путину. Речь шла о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации в миллион рублей.
Поводом для судебного спора послужило заявление премьера в ходе «прямой линии», которая состоялась в середине декабря на телеканале «Россия 1». Тогда премьер-министр обвинил оппозиционеров в том, что они вместе с Березовским украли у России миллиарды. Отвечая на вопрос, чего хотят Немцов, Рыжков и Милов, Путин завил: «Денег и власти. Чего они еще хотят?». Премьер также пояснил: «В свое время они поураганили, в 90-х годах, утащили вместе с Березовскими и теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, о которых мы сегодня вспоминали, немало миллиардов. Но думаю, что, если мы позволим им это сделать, они отдельными миллиардами уже не ограничатся - всю Россию уже распродадут», - сказал глава правительства.
Сегодня суд огласил только резолютивную часть постановления, мотивы принятия такого решения пока неизвестны.
На заседании судья Татьяна Адамова поинтересовалась у сторон, не хотят ли они заключить дело миром. Ответчики дали отрицательный ответ. В свою очередь Немцов заявил, что не против заключения мирового соглашения, но только при условии, что в суд придет непосредственный ответчик по гражданскому делу - премьер-министр РФ.
Представитель Путина в суде, адвокат Елена Забралова отметила, что в оспариваемой истцами фразе премьер не упоминал фамилий Немцова, Рыжкова и Нилова. По ее словам, Путин высказал свое субъективное оценочное суждение, которое не было индивидуализировано. Юрист также заявила, что Путин говорил не конкретно об истцах, а о группе лиц.
Она напомнила, что российское и международное законодательство гарантирует свободу слова: «Практика Европейского суда по правам человека устанавливает, что не должно быть препятствий для высказывания критических суждений, тем более, когда эти суждения касаются политических деятелей, а истцы сами признали, что являются таковыми. Страсбургский суд определяет, что политики могут и должны подвергаться критике, и они должны быть более терпимы и сдержаны к критике в свой адрес», - сказала представитель Путина.
Кроме того, она добавила, что считает исковое заявление некорректным и составленным с нарушением процессуальных норм.
Забралова также представила в суд ряд публикаций СМИ и распечатку из онлайн-энциклопедии Wikipedia, в которых говорится о противоправной деятельности истцов. Адвокат сообщила, что критические высказывания в прессе в адрес оппозиционеров появлялись регулярно с 1990-х годов, и до этого времени его все устраивало: «Его не волновало его честное имя, он не обращался в суды, а теперь же он пришел его отстаивать», - отметила она.
По ее мнению, истцы обратились в суд не с целью защиты доброго имени, а пытаясь «использовать суд как политическую трибуну».
Истцы назвали решение суда предсказуемым, но заявили, что будут его обжаловать как в Мосгорсуде, так и в Страсбургском суде.