Примерное время чтения: 5 минут
507

Вячеслав Костиков: В чём согрешила Россия?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. В каких продуктах есть яд диоксин 19/01/2011

На заре христианства греческий монах Евагрий Понтийский сформулировал систему смертных грехов. По понятиям того времени таковыми считались гордыня, жадность, зависть, злоба, похоть, лень и чревоугодие. Всего семь.

По ходу веков, впрочем, первоначальный список менялся. Становился более «реалистичным», более, так сказать, гуманным. Стало ясно, что, несмотря на устрашение адскими муками, люди не хотят лишать себя привычных мирских удовольствий. Ну как не порадовать себя плотской утехой? Как удержаться от излишеств в ходе дружеского застолья?

Первоначальные строгости и запреты пришлось несколько раз редактировать. Так, папа Григорий Великий собственной рукой вычеркнул из списка смертных грехов блуд. А из более поздних списков святые отцы изъяли грех обжорства и лень. Некоторые из грехов были снисходительно переведены в разряд «слабостей».

Но интересно вот что: даруя пастве возможность молитвой и раскаянием загладить грех прелюбодеяния, папа Григорий Великий в список смертных грехов включил, казалось бы, совершенно невинное свойство человеческой души - уныние.

Ещё интереснее то, что при всех последующих редакциях перечня грехов уныние (в некоторых интерпретациях - тоска) неизменно оставалось в запретном списке.

Более того, ряд богословов именно уныние считают самым тяжким из всех смертных грехов. Понять такой подход можно. Ведь если человеком овладевает уныние, то он уже мало на что годен. Унылый человек не способен к творчеству, к работе, ему не в радость ни любовь, ни дружба. Он становится безразличным к людям, к семье, к обществу, к собственной стране. Он становится жертвой страхов и предрассудков.

Унылая песня

А что если уныние овладевает не одним человеком, а сообществом людей? Что если в грех уныния впадает вся страна? Именно это, судя по результатам последних исследований «Левада-центра», происходит с Россией в последнее время. Итоги ушедшего года не представляют собой исключение.

Слов нет: общественное уныние замерить нелегко. И социологи из «Левада-центра», понимая это, не задавали россиянам прямого вопроса: «Впадаете ли вы в уныние от того, что происходит в стране?» Но ряд косвенных социологических показателей свидетельствует о том, что настроение россиян клонится к депрессивному. И это несмотря на то, что официальная пропаганда и прежде всего общественное телевидение всеми силами пытаются развеселить страну. Порой уже не знаешь, куда спрятаться от нашествия весельчаков. У нас, похоже, скоро и унитазы начнут захлёбываться от смеха.

Конечно, на общую оценку положения дел в стране накануне Нового года повлиял ряд наложившихся друг на друга негативных событий. Немыслимая для средней России жара и последовавшие за ней лесные пожары. Катастрофа на шахте «Распадская», приведшая к многочисленным жертвам. Теракты в московском метро. События в станице Кущёвской, которые общественная молва (и не без основания) стала проецировать и на другие регионы. И совсем близко к Новому году - молодёжный «взрыв» на Манежной площади Москвы под лозунгом «Россия для русских». А в довершение неприятных сюрпризов - обвалившийся на центр России ледяной дождь, снова заставивший заговорить о последствиях приватизации российской энергетики.

В подвёрстку к этим резонансным событиям пошли и другие: гибель трёх спутников системы «ГЛОНАСС» и не слишком душистый суд над Ходорковским, тёмная история с торговцем оружием Бутом и «гастроли» северокавказцев в столице, нелепое поведение властей при проведении акций «несогласных» и разоблачении коррупции в московской мэрии после отставки Ю. Лужкова (назлоупотребляли, по свидетельству Счётной палаты, на 230 миллиардов рублей).

Прибавим к этому и типично русскую экзотику: торжественный въезд в Москву героини шпионского скандала Аннушки Чапман и её явление москвичам в соблазнительно облегающем пурпурном платье. Её не менее эффектное трудоустройство. И наконец, громкое возвращение в столицу легендарного прохиндея Мавроди, решившего, что для полного триумфа модернизации нам решительно не хватает Лёни Голубкова с его памятным «куплю жене сапоги». Согласитесь, что всё вместе это сплетается в какой-то трагикомичный фарс, заставляющий вспомнить известную реплику из шекспировского «Гамлета»: «Неладно что-то в Датском королевстве».

А что неладно?

По итогам 2010 года россияне с помощью социологов выставили власти тройку по поведению. А преобладающими чувствами трезвой части населения стали усталость, безразличие, растерянность (в совокупности - у 45% жителей). А у 11% - уже и озлобленность. Хорошую оценку властной вертикали поставили лишь 19%. Но, пожалуй, самым настораживающим является даже не негативизм оценок, а констатация значительной частью населения такого (памятного по брежневским временам) явления, как отсутствие движения вперёд. О какой бы сфере российского бытия социологи ни спрашивали людей (уровень жизни, здравоохранение, работа милиции, межэтнические отношения, борьба с коррупцией, влияние населения на государственные дела, свобода мнений и СМИ, справедливость в распределении благ, надежды на будущее) - везде преобладающим ответом было: «Ничего не изменилось».

Всё это пагубно влияет на общественную мораль. На неудовлетворительное состояние общественной морали при последнем социологическом опросе указали 73% населения. Одним словом, уныние. А ведь это грех, господа! Смертный грех!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1222)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах