В Кабардино-Балкарии уже не первый год дамокловым мечом висел вопрос, угрожавший стабильности в этой республике, а через неё и на всём Северном Кавказе. Но сейчас его юридическое решение вступает в завершающую стадию. Речь идёт о судьбе горных земель.
Парламент КБР готовится принять в третьем, окончательном чтении закон, регулирующий использование пастбищ в горах. В последние годы этот, казалось бы, частный вопрос был политизирован до предела. Но сегодня в этой проблеме, похоже, наметился реальный сдвиг.
Не напасётесь…
На территории республики находятся горные пастбища, трава которых ну просто идеальна для откорма скота. В советское время существовала система, при которой эти луга были фактически поделены между всеми колхозами и совхозами республики, занимавшимися животноводством. Иными словами, на них могли пасти свой скот не только горные, но и равнинные сёла. С распадом СССР разрушилась и эта система, державшаяся, по существу, на директивах республиканского правительства. Много позже, в 2005 г., Парламент КБР принял законы, объявлявшие пастбища так называемыми «межселенными территориями», которые, хотя и расположены в горах, не находятся в ведении горных сёл. Но тогдашний состав депутатов несколько перегнул палку - из-под контроля горных сёл были выведены не только горные пастбища, но и практически все земли, находящиеся за чертой населённых пунктов. Конечно, люди оказались этим недовольны. Однако и идея передачи горным сёлам всех находящихся в горах земель не всем казалась справедливой. Вот так окончательно рушилась знакомая система, при которой пастбищами могла пользоваться вся республика.
Но сейчас идёт подготовка к третьему чтению республиканского закона, разрубающего этот гордиев узел. Закон, прошедший уже две редакции законотворцев, объявляет земли отгонного животноводства республиканской собственностью. При этом прочие территории в горах, ранее отторгнутые от сёл, уже практически полностью переданы им отдельными законодательными актами. А значит, их жители не лишаются своих земель, но при этом восстанавливается традиционный доступ к горным пастбищам для всех хозяйств республики, включая равнинные. Как заявил председатель Комитета по вопросам местного самоуправления парламента республики Хазратали Бердов, перед третьим чтением закон ещё раз будет обсуждён в Согласительной комиссии по земельным вопросам. Эта комиссия была создана в 2009 г. по инициативе главы региона Арсена Канокова. Она объединяет как представителей разных ветвей власти, так и общественников, в том числе из национальных организаций.
Кому не нужны «тихие вершины»?
Все эти меры можно было бы признать «техническими», не имеющими отношения к политике федерального уровня, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что общественные организации КБР, выступающие под «национальными флагами», в последние годы разделились на две группы: одни активно участвовали в согласительном процессе, другие - наоборот. Известный эксперт по Кавказу Сергей Маркедонов ранее отмечал, что в КБР «есть деятели, для которых любой компромисс - это поражение». Однако дело, скорее всего, не только в этом. Известно, например, что лидер одной из организаций, категорически выступающей против предложенного решения земельных проблем, недавно принял участие в конференции, посвящённой национальной политике на Северном Кавказе, в Тбилиси. Мероприятие спонсировалось Джеймстаунским фондом (США) и стало, по оценкам экспертов, частью грузино-американского плана по уменьшению российского влияния на Кавказе. Так что вывести решение земельных проблем в мирное русло, отгородить этот процесс от провокаторов - задача, имеющая прямое отношение к безопасности России.