Идея наведения порядка везде и во всём, ставшая в 2012-м году лейтмотивом деятельности российских властей, похоже, переходит и в наступивший год.
На сей раз в центре внимания законодателей оказалась деятельность добровольцев.
Всё под контроль
В России сейчас действует немало общественных объединений добровольцев, занятых помощью детям-сиротам, жертвам стихийных бедствий, техногенных катастроф, розыском пропавших без вести и т. д.
До поры до времени власти смотрели на добровольцев снисходительно-равнодушно. Однако события лета 2012 года в Краснодарском крае, когда на ликвидацию последствий наводнения в Крымске прибыли тысячи волонтёров со всей страны, резко изменили ситуацию.
Добровольцы, принимавшие активное участие в спасательных и восстановительных работах, в силу своего неопределённого правового статуса, оказались не слишком удобны для властей. В частности, благодаря им с места стихийного бедствия в прессу и Интернет просачивалась информация, которую официальные источники предпочитали не афишировать.
В результате власти, особенно на местном уровне, стали обвинять добровольцев в распространении «панических слухов» и даже пытаться свернуть их деятельность в зоне ЧС.
Во избежание повторения подобных конфликтов возникла идея о создании законодательной базы волонтёрской деятельности в России.
С самого начала у идеи регламентирования добровольчества было большое число противников, которые полагали, что возникновение бюрократических препон приведёт исключительно к оттоку желающих заниматься подобной деятельностью.
Власти со своей стороны утверждали, что законодательная база нужна для создания правовых основ поддержки волонтёрства.
Разработка законопроекта началась ещё летом 2012 года при участии Общественной палаты. Первоначальный текст концепции законопроекта «О волонтёрах» был написан главой некоммерческого партнёрства «Юристы за гражданское общество» Дарьей Милославской, однако затем он претерпел значительные изменения. Причём произошло это уже без участия общественников.
Хочешь помогать? Запишись в реестр!
Начальный проект закона предполагал, что волонтёры будут заключать договоры с некоммерческими организациями (НКО), которые и будут отправлять добровольцев на миссию. Это позволит волонтёрам рассчитывать на компенсацию своих расходов на транспорт, питание и проживание со стороны организации, с которой они заключили договор. Также добровольцам полагались страховка и другие гарантии безопасности.
Предполагается, что эти нормы будут сохранены в варианте, который намерен внести в Госдуму Совет Федерации, однако, помимо этого, в законопроект внесены нормы жёсткого регулирования.
В частности, планируется создание некоего реестра российских добровольцев, в который все волонтёры, желающие помогать людям, должны будут записаться в обязательном порядке.
Один из инициаторов законопроекта, вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьёв летом заявлял, что планируется его широкое общественное обсуждение.
На деле же выясняется, что в неведении о содержании окончательного варианта законопроекта оказались не только граждане, но и Общественная палата. Между тем ожидается, что законопроект «О волонтёрах» будет представлен на рассмотрение Госдумы уже в ближайшие дни.
Деньги, политика или дилетантство?
Руководитель комиссии ОП по социальной политике Елена Тополева заявила о намерении добиваться общественных слушаний по спорному законопроекту.
Впрочем, зная умение российских депутатов развивать удивительную законотворческую скорость, эти намерения могут оказаться запоздалыми.
– Когда летом 2012 года при Совете Федерации была создана рабочая группа по данному законопроекту, в неё были включены и представители Союза волонтёрских организаций и движений, – рассказал АиФ.ru руководитель добровольческого движения «Даниловцы», руководитель социальных проектов фонда «Разумный Интернет» Юрий Белановский. – Изначально самой дискуссионной темой был вопрос о том, нужен ли закон вообще как таковой. Чёткого понимания этого вопроса нет по сей день среди представителей НКО и волонтёрских организаций. Среди крупных объединений волонтёров, таких как наше, есть понимание того, что идеи об упорядочении деятельности добровольцев, которая позволит компенсировать расходы волонтёров на питание, транспорт, оплату труда, разумны. Но одно дело идея, а совсем другое – её законодательное оформление. Волонтёрство в России находится в зачаточном состоянии, в основном, это маленькие группы, которые помогают конкретным больницам, детдомам, ликвидируют пожары. Все эти люди с введением жёсткого контроля, реестра, окажутся вне закона.
Если закон сегодня будет принят, то он негативно скажется на развитии волонтёрского движения. И потом, возникает логичный вопрос: для чего создавалась рабочая группа при Совете Федерации с участием волонтёров, если её деятельность и предложения были фактически проигнорированы?
Есть и такая версия, обсуждаемая сейчас в среде волонтёров, что закон разрабатывается под создание нескольких государственных операторов, которые сосредоточат в своих руках всю официальную волонтёрскую деятельность. Люди в такие объединения не пойдут, зато туда пойдут выделяемые государством деньги со всеми вытекающими последствиями.
– Новый закон на деятельности волонтёров не отразится никак, – заявил АиФ.ru глава волонтёрского движения «Мурзики» Герман Пятов. – Это очередное проявление чиновного идиотизма, наподобие печально известного «акта Димы Яковлева». Я полагаю, что новые нормы и регистрации не остановят тех, кто действительно хочет помогать людям. Они будут работать по-прежнему, не обращая внимания на какие-то бюрократические препоны, попросту игнорируя их.
– Конечно, ответственность за волонтёров должна быть, но только со стороны НКО, – прокомментировала ситуацию АиФ.ru медицинский директор Фонда развития паллиативной помощи детям Анна Сонькина. – Введение же таких норм, как реестр волонтёров, может вовсе погубить данное движение. У нас и сейчас многие приходят с большой опаской, не всегда решаясь формализовать отношения с фондом или организацией, хотя в этом есть необходимость. Думаю, что введение подобных мер связано с дилетантством, с непониманием специфики деятельности волонтёров. Возможно, разработчики подобных законов исходят из благих побуждений, в силу своего понимания порядка пытаясь контролировать всё на свете. Кроме того, очевидно присутствует политическая воля, стремящаяся зажать всё в кулак и не допускающая ничего свободного.