Профессор Луиджи Гарласкелли заявил, что его лаборатория смогла создать рукотворную копию реликвии. А раз так, хранимый в Туринском соборе артефакт является средневековой фальшивкой. Одна деталь: деньги на работу учёные получили от Итальянской ассоциации атеистов и агностиков.
Тайна рыцаря
История обретения реликвии действительно звучит сомнительно. В середине XIV века французский рыцарь Жоффруа де Шарни показал широкой публике странный кусок ткани, который, как он утверждал, являлся описанным в Евангелии погребальным полотном Христа. О том, как он попал в его руки, молчал. Так и унёс тайну обретения плащаницы в могилу, что и породило до сих пор не рассеявшиеся до конца сомнения в её подлинности. А 25 мая 1898 года плащаницу сфотографировал француз Секундо Пиа. Тогда-то на получившемся негативе он, сперва не поверив своим глазам, увидел чёткое изображение человеческого тела. Этот снимок породил вокруг куска ткани научный бум.
В реальности за прошедшие с того времени более чем 100 лет в руки учёных истлевшая ткань попала лишь один раз и всего на 120 часов. Профессор Академии ВВС США и Университета в Колорадо-Спрингс Джон Джексон оказался единственным, уговорившим в 1978 году представителей церкви предоставить на изучение хрупкую святыню. Он вспоминал: «Нас было около тридцати человек, и в течение пяти суток мы 24 часа в день без остановки изучали полотно». В результате учёные признали: отпечаток - не рисунок художника, а результат дегидратации, то есть ожога ткани. Второе: кровь настоящая, человеческая, и попала туда до того, как на ней возникло изображение. Дальнейшие исследования показали, что ткань сделана из хлопчатника, который культивировался в Иудее в те годы, когда там жил Христос. Тип плетения не использовался позднее 276 года новой эры. Частицы почвы, найденные на ткани, позволяют локализовать её происхождение районом Иерусалима. Всё сходится? Ан нет. В 1988 году три ведущие мировые лаборатории по радиоуглеродному анализу независимо друг от друга сделали анализ кусочков ткани плащаницы и датировали её... XIV веком - временем обретения реликвии рыцарем-молчальником. Этот эксперимент стал серьёзным ударом по доверию к плащанице.
Одна кровь
Сегодня в Международном центре изучения Туринской плащаницы с надеждой ждут от Ватикана разрешения на новое исследование. Их аргументы таковы: плащаница не раз подвергалась внешним воздействиям: обгорала при пожаре, вываривалась в масле, долго лежала в серебряной раке. Всё это могло вызвать эффект её «углеродного омоложения». Или полоску ткани для анализа вырезали из так называемой боковой полосы, а не из той части плащаницы, на которой отобразилось Тело Спасителя. Не исключено, что эта боковая полоса была пришита к основной части плащаницы позже евангельских событий. Обе версии были высказаны сразу после удручающего радиоуглеродного исследования учёными, работавшими тогда на советский КГБ. А доказательства подлинности артефакта всё множатся. Работая над научно-документальным фильмом «Можно ли клонировать Христа?», режиссёр Ив Буассе получил разрешение на сравнение пятен крови с плащаницы, туники, хранящейся во французском Аржантёе, которая якобы была на Христе во время его крестного пути на Голгофу, и платка из испанского Овьедо, что накрывал голову Христа во время положения во гроб. Ив Буассе говорит: «Оказалось, что во всех трёх случаях кровь относится к IV (АВ) группе. Она настолько редка, что даже сейчас на 6 млрд населения Земли её имеют менее 1,5 млн человек».
Пока учёные спорят до хрипоты, миллионы верующих с трепетом ожидают демонстрации реликвии. Предположительно это произойдёт не раньше 2035 г.
Комментарий церкви
«Тех, кто истинно верит в Иисуса Христа, меньше всего интересует вопрос о том, является ли плащаница подлинным артефактом, - говорит диакон Иоанн Смирнов. - Неизгладимое впечатление, которое святая плащаница и даже её копии, одна из которых хранится, кстати, в Москве, в Сретенском монастыре, оставляют в сердце верующего человека, - лучшее свидетельство её подлинности».