Реальные гаражи
Говорят, что за места в некоторых из них шла настоящая война. Может, и так, ведь парковки и гаражи в Москве действительно в дефиците. Судите сами: по данным ГИБДД, в городе зарегистрировано почти 3,2 млн машин. Мест для них в капитальных комплексах немногим больше 584 тыс. Ещё почти 589 тыс. авто можно оставить в некапитальных постройках, например ракушках или на открытых стоянках. Где взять ещё 2 млн «крыш» для железных коней? «Народные гаражи», конечно, не решат проблемы полностью, но сдвинуть её с мёртвой точки вполне способны. На сегодняшний день с москвичами заключено 16,762 тыс. договоров на покупку мест в строящихся комплексах на сумму 5,89 млрд рублей.
Поездка в компании главного архитектора Москвы Александра Кузьмина и главы стройкомплекса Москвы Владимира Ресина по сданным стоянкам оказалась весьма обстоятельной. Сначала, правда, представлялось, что над каждым посещённым гаражом должна незримо витать тень светлейшего князя Григория Потёмкина. Но - нет. Показывали честно.
Ну вот, например, гараж на 100 машино-мест на улице Большая Академическая. Солидно. Бетонно. Пятиэтажно. Чем-чем, а потёмкинскими деревнями здесь и не пахло. Слегка попахивало иной субстанцией - в тени «народного гаража» скромно притулилась синяя кабинка биотуалета. «Ну а чего вы хотите? - возмутился Пётр АКСЁНОВ, первый замглавы Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства. - Да, это биотуалет. В конце концов, владельцы машино-мест сюда не за этим пришли. Если каждый «народный гараж» подключать к городской канализации, то представляете, на сколько возрастёт его цена? Нет, если есть возможность, то, конечно, мы «сажаем» на канализацию и гараж, но, к сожалению, такое случается не всегда».
Дефицит по наследству
Гараж на ул. Полярная выглядел солиднее. Оно и понятно, ведь строили его не на 100, а на 275 машино-мест, что для района с населением более чем 60 тыс. человек, конечно же, спасение. Окна «завешаны» металлической сеткой, а бордюры свежепокрашены чёрной и белой краской - всё для удобства и безопасной парковки автомобиля. Между прочим, по словам Петра Аксёнова, этот «народный гараж» не просто выполняет своё конкретное предназначение, но ещё и формирует современный архитектурный облик района. Вполне возможно - вокруг были точно такие же бетонные коробки, только в 22 этажа.
Но тут же возник вопрос: почему «народные гаражи» такие разные, а цена места одна? «У нас нет типового проекта, - объяснил Пётр Аксёнов. - Где-то на фундамент больше денег уходит, где-то этажей больше. Ведь каждый подрядчик строит фактически индивидуальный гаражный комплекс. И сейчас ситуация такова, что желающих купить машино-мест больше, чем мы можем им предложить. Трудно найти освобождённые площадки в шаговой доступности от домов, а опыт показывает, что гаражи в нешаговой доступности реализуются сложнее».
А по словам Александра Кузьмина, в Москве нет ни одного района, обеспеченного полностью стоянками хотя бы по нормативу - 70 машино-мест на одну тысячу жителей. «Кстати, норматив достался нам в наследство с советских времён, когда автомобили и гаражи для них могли иметь только избранные», - подчеркнул Кузьмин.
Иван Захаров
Паркинги любой этажности
Когда речь заходит о гаражах, все чиновники повторяют примерно следующее: «Плоскостные (одноэтажные) комплексы не соответствуют облику современной столицы».
Собственно, никто не спорит: территории за металлическими глухими заборами не просто не радуют глаз, а пугают, особенно в тёмное время суток. Но это не просто часть городского ландшафта, это чья-то собственность. А значит, не спросив людей, владеющих гаражами в этих комплексах, изменить к лучшему облик столицы не получится. Ведь в Москве существует 6,5 тыс. плоскостных стоянок. Примерно 25% от этого количества (или 1705 гаражных комплексов) находится в управлении Ассоциации общественных и некоммерческих организаций автомобилистов. С её представителями и прошёл недавно «круглый стол» на Тверской, 13.
Идти в суды? Последнее дело!
Конечно, встречи с жителями при строительстве «народных гаражей» проводятся всегда. Но особенность последней состояла в том, что впервые за 20 лет мероприятия организованы на общегородском уровне с участием всех заинтересованных сторон.
Напомним, программу «Народный гараж» реанимировали в прошлом году, а продажи в таких паркингах начались 15 февраля 2010 года. Стоянки строятся из легковозводимых конструкций, и машино-места в них стоят по 350 тыс. руб. каждое. «Но каждая машина должна иметь три парковочных места, чтобы человек мог оставить её там, где живёт, где работает и куда приезжает, например, за продуктами, - уверен Владимир Ресин, глава столичного стройкомплекса. - В Москве пока не так, к сожалению, но если мы начнём хотя бы с того, что уберём машины с детских площадок, тротуаров и обочин улиц, будет уже хорошо».
На настоящий момент в городе завершено строительство 45 «народных гаражей», а к концу текущего года их количество составит 133. И, по данным Александра Левченко, руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства, порядка 90% участков, которые предоставляют префектуры для строительства гаражей, высвобождаются за счёт плоскостных стоянок.
«Ликвидируя такие гаражные комплексы, город не только более рационально использует территорию, но и «зачищает» её от криминала, - говорит Александр Левченко. - Мы сталкивались с тем, что на таких стоянках, к примеру, разбирали ворованные машины. Да и некоторые автовладельцы обустраивали не только погреба, но и вырывали подземные этажи. Естественно, с такими владениями расставаться непросто».
«Но мы научились договариваться, - считает Николай Ломакин, зампрефекта Восточного округа. - А в судах выяснять отношения с людьми, по-моему, недопустимо».
Всё стоит денег
Можно ли уменьшить цену машино-места? Как увеличить этажность будущего паркинга, если проект предлагает меньше этажей, чем хотели бы жители? А получится ли некоторые плоскостные стоянки оставить на своих местах, если они не находятся в непосредственной близости от школ и садов?
«Что касается цены, то 350 тыс. руб. в настоящих условиях - минимум, за который возможно продавать места в «народных гаражах». Услуги заказчика, проектных организаций, оформление земельных участков - всё стоит денег. А если прибавить и стоимость земли, то цена гаража может вырасти в разы. Наша задача сейчас - не допустить этого роста», - отметил Александр Левченко.
«Однако у нас получается снизить цену, - объяснил Сергей Пыльнов, депутат муниципального образования «Коньково». - Почти в каждом комплексе есть боксы и парковки. Вот мы, построив в районе 7 «народных гаражей», продаём места дифференцированно - дешевле 350 тыс. руб. тем, кто платит за парковки, дороже - будущим владельцам боксов».
«Я всегда говорю людям: берите власти столько, сколько сможете «унести». Ведь смысл строительства «народных гаражей» как раз в том и состоит, что каждая стоянка может иметь столько этажей, сколько захотят люди. Но для этого придётся потрудиться самим, не дожидаясь, что придёт кто-то и за вас всё сделает. Чего не могу обещать, так это того, что какие-то плоскостные паркинги устоят перед «народными», в каком бы месте они ни находились. Но в целом я очень рад, что мы сумели договориться с Ассоциацией автомобилистов, в чьём управлении гаражные комплексы, на которых хранятся машины 256 тыс. москвичей. Это хорошо, но надо охватить и остальных. Тогда мы окончательно перестанем выяснять отношения друг с другом с позиции силы», - добавил Владимир Ресин.
Софья Копнова