Глава Россельхоза заявил, что всё находится под контролем, но Владимир Путин с этим не согласился, заметив, что «такой контроль никого не устраивает». Тем более что ежегодно этому ведомству выделяется по 20 млрд руб. «В целом деньги не маленькие. Они могли бы приносить нужный результат, а его нет», - констатировал премьер и попросил московские власти активно подключиться к разработке плана обводнения торфяников.
Москву защитят… поправки в кодекс
Состояние подмосковных лесов - давняя головная боль столичного правительства, которую пожары только обострили. «Ситуация, связанная с «лёгкими» Москвы, находится в критическом состоянии», - полагает Леонид Бочин, руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды. По его словам, власти города не раз предлагали взять в управление подмосковные леса. «Однако это противоречит Лесному кодексу России. Мы готовы выйти с необходимыми поправками в закон, чтобы исправить ситуацию. Мы гарантируем выполнение защитных функций на территории этих зон», - заверяет Бочин.
Собственно, когда-то так и было. И Москва продолжала бы содержать леса за свой счёт, тратя десятки миллионов рублей на санитарные работы и противопожарные мероприятия, если бы не новые правила, вступившие в силу с принятием Лесного кодекса. Сейчас эти территории в зоне ответственности Рослесхоза и Мослесхоза. «Но Рослесхоз все последние годы старательно уходил от решения любых проблем, требующих практической повседневной работы, сейчас никто не занимается профилактикой возгораний на местах, леса не охраняют, - говорит Михаил Карпачевский, руководитель Лесной программы Центра охраны дикой природы. - Причиной задымления столицы стала вопиющая несогласованность между различными ведомствами, отвечающими за зелёные территории и борьбу с пожарами, а именно специалистами МЧС, Рослесхоза, администрациями районов и органами местного самоуправления».
Лесов - меньше, домов - больше
В конце концов, поиск ответа на вопрос «кто виноват» в данном случае не так существенен. Главное - что же делать? По мнению учёных, важно не только выстроить стратегию дальнейших действий, но и заручиться поддержкой простых людей, живущих на «опасных» землях. Единственный успешно реализованный в нашей стране проект обводнения осушенных торфяных болот - это природный парк Мещёра. И первые работы там наталкивались на жёсткое сопротивление местных: жители даже разрушали уже возведённые гидротехнические сооружения. Но людей всё-таки смогли уговорить.
Что касается столицы, то в настоящее время здесь не только резко усилены противопожарные меры в городских парках. Столица уже разрабатывает план адаптации городского хозяйства к изменениям климата. В этом году снижено потребление газа на миллиард кубометров, а к 2025 г. планируемое уменьшение до 9 миллиардов кубометров, что должно значительно сократить объёмы выбросов в атмосферу вредных веществ и уменьшить парниковый эффект. Вот только «лёгких» от этого не прибавится. Всего за несколько лет территория лесозащитного пояса столицы существенно уменьшилась - земли отдали под строительство коттеджей. «Для Москвы это катастрофа, - заявляет Бочин. - Если сейчас превышение вредных веществ в городском воздухе, вызванное пожарами на торфяниках и в лесах, - относительно редкая ситуация, то исчезновение «лёгких» столицы на фоне роста количества транспорта в городе приведёт к тому, что жизнь в «каменных джунглях» аукнется ростом заболеваемости».Так, может, властям пора уже что-то делать?