Примерное время чтения: 14 минут
3062

Ученик идёт на учителя с ножом, а учитель превращает класс в камеру пыток

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Анализ крови спасет от любой болезни! 30/01/2008

Для выпускника одной из иркутских школ борьба за знания закончилась тюрьмой. Почему некоторые учителя по-прежнему считают самыми верными инструментами воспитания кулак, двойку за поведение и прилюдное унижение? За что ученики поднимают руку на учителя и как погасить конфликт в самом начале?В этом «АиФ» попытается разобраться вместе с экспертами.

 

22 см «любви»

«Он хотел убить учителя из-за оценки! Он не раскаивается! Он шёл убивать, и только случай помешал ему!» — примерно с такими мыслями я вылетал в Иркутск, где 25 декабря прошлого года судили и приговорили к 4 годам колонии ученика школы № 57 Евгения Агеенко, напавшего на преподавателя физики Ларису Фисенко.

Однако первая же беседа в школе показала: дело не такое уж однозначное, как представлялось ранее. Нет, преступление было совершено: ученик нанёс своему учителю множественные ножевые ранения. Это правда. Но, по-моему, это единственная правда во всём деле.

 

Он играл Олега Кошевого

По версии следствия, события развивались так: ранним утром 5 мая 2007 г. ученик 11-го класса Евгений Агеенко вооружился ножом с лезвием 22 см и отправился к дому преподавателя физики Ларисы Фисенко. Дождавшись учительницу, он подошёл к ней и в ультимативной форме потребовал выставить годовую тройку по физике. На слова преподавателя: «Женя, я же тебе и так назначила сегодня в школе сдачу зачёта» — Евгений повторил требование поставить оценку прямо сейчас. Учительница отказалась. После чего Евгений вплотную подошёл к ней и достал нож. Лариса Валентиновна попыталась его оттолкнуть, в результате чего оба оказались на земле. Евгений поднялся первым и нанёс ножом серию беспорядочных ударов — плащ был порван в 14 местах, в тело нож вошёл 9 раз, 3 ранения оказались серьёзными. Евгений ушёл с места преступления, выбросил нож и явился в школу. Лариса Валентиновна нашла в себе силы добраться домой, где её близкие вызвали «скорую помощь». Из больницы она была выписана через 11 дней. Евгения задержали, но до суда отпустили под подписку о невыезде.

«Я уж не предполагаю, что нужно было сделать, чтобы довести ребёнка до того, чтобы он поднял руку на учителя, — недоумевает завуч по работе с начальными классами Наталья Налунина. — Вернее, догадываюсь. Знаете, говорят, что Лариса Валентиновна запросто может девушку, рискнувшую прийти на урок подкрашенной, смазать меловой тряпкой по лицу…» Ну, это, положим, слухи. Или нет?

«Я и сама считала, что педагог всегда прав, — говорит мать Евгения, Вера Андреевна. — И Женю воспитывала так же. Однако сейчас… Я понимаю, что это выглядит так, будто я стараюсь выгородить сына, но взгляните сами». Я взглянул. Письмо Татьяны Терентьевой, учителя школы № 57, в судебную коллегию по уголовным делам Иркутского областного суда. «Я знаю Ларису Валентиновну 19 лет. У меня сложилось о ней мнение как о педагоге, ненавидящем детей… В общении с детьми она часто хамила, обзывала. Были случаи, когда мою внучку она таскала за волосы. Однажды она избила её дневником по лицу. Тогда ребёнок убежал из школы домой зимой без пальто, а это примерно километра два… У моей внучки были длинные волосы, она их распускала, чтобы прикрыть торчащие, по её мнению, уши. Лариса Валентиновна всё равно заставляла её убирать волосы, поэтому нам пришлось сделать внучке пластическую операцию, ушки подшили…»

Туда же пишет классный руководитель Евгения, Зинаида Нурдинова: «За несколько месяцев до того случая Евгений произнёс фразу: «Повешусь я из-за этой физики». Я не оправдываю его жестокий поступок, но считаю, что виноваты оба. Это мой ученик, в том, что произошло, есть и моя вина — оберегая его от самоубийства, такого результата я не предвидела».

По отзывам преподавателей, Женя был тихим интеллигентным мальчиком. Увлекался сценой, в театральной студии играл Олега Кошевого, работал в фирме «Индустрия развлечений» конферансье и аниматором, деньги отдавал родителям. В апреле, за месяц до трагедии, был на слёте во владивостокском лагере «Океан», куда не всякого пошлют.

«Вернулся Женя радостный и чуть ли не с ходу заявил, что физика, оказывается, тоже интересный предмет, — рассказывает отец мальчика Вячеслав Геннадьевич. — И привёз оттуда ведомость с оценками. По физике у него стояли две четвёрки. Если бы Лариса Валентиновна их поставила в журнал, у Жени вышла бы тройка и ничего бы не произошло».

С прессой родители Евгения общаются впервые. По их мнению, беседы до суда могли навредить их сыну.

«Почему в прессе говорят, что он не раскаивается? — продолжает мать мальчика. — Он именно раскаивается, он хотел сдать для Фисенко кровь, но, когда мы пришли в больницу, выяснилось, что Ларису Валентиновну уже выписали. Своего сына я не оправдываю. Но считаю, что приговор чрезмерно жестокий».

 

«Почему с ним все так носятся?»

Пройдя курс лечения, Лариса Валентиновна продолжает преподавать в школе № 57. На встречу согласилась неохотно: «Вы же всё равно будете его выгораживать, что я, в первый раз с журналистами общаюсь?» Но тем не менее беседа состоялась.

«Он вёл весьма уверенную линию поведения, мол, мне всё равно тройку поставят, — говорит Лариса Валентиновна. — Я считаю, что так его настроили в семье. Мне классный руководитель Евгения как-то сказала: «Да не придут его родители к вам в школу! Вы кто? Учитель? А мать его работает в институте!» Вообще с детьми учителей очень трудно работать. Я считаю, что в школе он был на положении любимчика у всех, кроме меня. И даже дети недоумевали, почему это с Агеенко все так носятся. А он к этому привык. И даже в тот день, когда шёл меня убивать, свою тройку не просил, а требовал! Родители развязали против меня кампанию в прессе, а на суде обливали грязью — не только педагоги, но и дети. Я думаю, что на детей было оказано давление. А мои коллеги действовали из личной неприязни. К тому же не все педагоги настроены против меня. Нет уж, никаких вариантов смягчения быть не должно. Я приняла свои раны, теперь пусть и Евгений, и его родители принимают то, что им досталось. Это, я считаю, по-христиански».

Мотивы личной мести в устах христианина звучат немного странно, а разница между справедливостью и милосердием весьма ощутима. Тем более что и справедливости в этом деле немного. По свидетельству родителей Евгения, судебно-медицинская экспертиза, установившая, что преступление совершено не в состоянии аффекта, была проведена лишь спустя 5,5 месяца. Учителя же, столь странно выступившие против своей коллеги, настаивают на независимом педагогическом расследовании. «Судили Женю формально, — уверена преподаватель иностранного языка Надежда Хорошилова. — Но его поступок — лишь финал конфликта. Думаю, что в случившемся сыграла роль и профессиональная несостоятельность Ларисы Валентиновны».

Разобраться в хаосе взаимных упрёков и обвинений чрезвычайно сложно. Кто виноват? Тот, кто решил конфликт насилием, или тот, кто его насилием же спровоцировал? И кто действует более жестоко — человек, предпочитающий насилие физическое, или тот, кто предпочитает насилие моральное?

P. S. Когда я уезжал из Иркутска, родители Евгения подали кассационную жалобу. На их стороне выступают часть педагогов школы № 57 и бывшие одноклассники Жени. Лариса Фисенко уверена, что и её найдётся кому защитить. Налицо эскалация конфликта, который в скором времени грозит охватить уже не школу, а целый город.

 

Как обижают учителей

Статистику случаев насилия учеников по отношению к учителям никто не ведёт. Однако, по разным данным, их количество в последние годы повысилось почти в два раза. И далеко не все инциденты становятся известны общественности.

В Интернете можно найти видеокадры, снятые на мобильный телефон, — ученики избивают педагогов прямо в классе, жестоко глумятся над ними. Обругать учителя матом, пнуть, закидать камнями или едой, броситься с ножом — самые распространённые «шутки». Про поведение детей именитых родителей в привилегированных школах ходят легенды. Но учителям там хорошо платят, и они молчат. Чаще всего хулиганы отделываются тем, что их ставят на учёт в детскую комнату милиции, максимум — родители оплачивают лечение покалеченного педагога, редко — выплачивают моральный ущерб. И такая безнаказанность порождает новое насилие.

 

«В тюрьме его загубят!»

В Омской области уже 11-й год перевоспитываются немецкие трудные подростки. Сейчас в селе Седельниково находится 16-летний Флориан. С ним живёт его воспитатель Василий Брандт, который родился и вырос в Омской области. 26 лет он отработал в сельской школе социальным педагогом, а 9 лет назад переехал с семьёй в Германию и устроился на работу по профессии. По его словам, у Флориана есть шанс вернуться на родину другим человеком.

— Если ты делаешь для ученика всё, что можешь, если выкладываешься для него, если ты в него веришь, то ничего плохого не произойдёт.

В ситуации, когда подросток пошёл с ножом на учителя, виноват сам учитель. Ну не может подросток без причины кинуться на кого-то с ножом.

Только не сажайте этого ребёнка в тюрьму и не держите его долго в СИЗО! Ничего хорошего он там не наберётся. Получается, что мы его насильно «вбиваем» в тамошнюю волчью стаю. В тюрьме его загубят!

 

Что делать?

…учителю:

Конфликт не возникнет, если учитель изначально поставит себя как лидера (но не как тирана), будет держать определённую дистанцию и при этом сможет доверительно общаться с детьми, — говорит методист-психолог центра «Практический психолог» МГППУ Нина ЧУПРАКОВА. — Бывает, что ученик сам идёт на конфликт. Эрудиция, профессионализм — ваши главные козыри перед учениками. Если не справляетесь с конфликтом, можно обратиться в психологический центр при системе образования. Они есть во всех регионах. Сюда же могут прийти и ученик, и родители.

…ученику:

Не стесняться обращаться за помощью к родителям, директору школы. Если конфликт не решается на этом уровне, идите в департамент образования города, округа. Если вы не правы, найдите силы извиниться.

…родителям:

Не доводите ситуацию до того, когда из школы пойдут записки о том, что ребёнок ведёт себя неадекватно. Если, наоборот, он переживает, отказывается идти в школу, значит, у него проблемы. Помогите ему разрешить конфликт.

 

Учителя бьют головой об стену…

 

В кадетской школе Набережных Челнов офицер-воспитатель применил силу к семикласснику. Во время разговора мужчина схватил подростка за грудки и стал трясти с такой силой, что голова мальчика несколько раз ударилась об стену. Как оказалось, мальчик провинился лишь тем, что во время вечерней линейки вышел из строя.

Проходившая мимо школьница засняла всю сцену на камеру в мобильном телефоне. Ролик разошёлся среди кадетов, а затем его обнаружила мать одного из школьников.

Прокуратура Набережных Челнов, проведя проверку, отказала в возбуждении уголовного дела. «Ударов и каких-либо насильственных действий… несовершеннолетнему нанесено не было», -гласил текст постановления.

Впрочем, руководство кадетской школы сразу же после скандала уволило педагога с армейской формулировкой — «за неуставные отношения».

 

…и сажают на корточки

 

Своеобразные, мягко говоря, методы воспитания применял учитель физкультуры из села Зоркальцево Томской области Виктор А. Провинившихся в чём-то школьников педагог заставлял сидеть весь урок на корточках, при этом учил их уму-разуму… пинками. Родители троих ребят, учащихся 5–7-х классов, после таких «разборок» обратились в прокуратуру. Там провели проверку, возбудили уголовное дело, которое после предварительного расследования передали в Томский районный суд. В самой школе этот дикий случай расценили неоднозначно.

«Ну, это ещё не факт, что преступление было совершено. Мы никогда не замечали ничего подобного за этим учителем!» — сказал директор.

Впрочем, мог ли он ответить иначе? Ведь директор — отец подсудимого…

— Дело рассматривается в суде: свои доказательства представляет обвинение, допрашивают детей, — рассказала помощник прокурора Томского района Вера Романова. — Уголовное дело заведено по статье 156 Уголовного кодекса РФ — учителя обвиняют в том, что он не исполнял свои обязанности по воспитанию детей и жестоко обращался с ними. Предусмотренное наказание по этой статье — от штрафа в размере до 40 тысяч рублей до года исправительных работ. Кроме того, мы просим взыскать с учителя компенсации морального вреда в пользу детей.

 

Комментарии учителей

 

Ефим Рачевский, директор лучшей школы 2006 года — Московского центра образования № 548 «Царицыно»:

— Конфликты бывают во всех школах, и наша — не исключение. Но мы с ними всегда справляемся. Главное — понять природу конфликта, разобраться в нём. Обязательно нужен диалог. Конечно, у учителей много проблем — и низкая зарплата, и трудные дети. Но есть такое понятие — «учительская страсть». Если человек любит своё дело, он будет им заниматься. Несмотря на низкие зарплаты (педагогам всегда платили мало) и детей, к которым нужен особый подход. Но педагог на то и педагог, чтобы уметь разрешать конфликтные ситуации.

Валентина Иванова, сопредседатель-координатор Всероссийского педагогического собрания:

— В Обществе сложилось недопустимое отношение к труду педагога. Из года в год женщина (а в школе их количество стремится к 100%) тянет лямку и в школе, и дома. И может в конце концов выгореть психологически. И кто ей поможет вновь обрести себя? Важно поднять статус учителя, вернуть ему уважение. И тогда конфликтов будет гораздо меньше. Учителю не придётся выслуживаться перед сыном бизнесмена, чувствовать себя обладателем «непрестижной», бедной профессии. Он должен приходить в класс и давать урок, уверенный в своём завтрашнем дне и правильном выборе. И очень важно заниматься детьми — направлять их агрессивную энергию в спорт и творчество.

 

Народная редколлегия

 

О драках в школе

Работа учителя в последнее время перестала считаться престижной, оплачивается соответствующе, поэтому настоящих педагогов с высокой квалификацией всё меньше в наших школах. А многим из тех, кто остался, проще не подход искать к ребёнку, а воздействовать на него давлением и даже грубой силой. Что касается детей, то они, постоянно видя на экранах телевизоров необузданную агрессию, жестокие драки, возведённые в подвиги, копируют всё это в реальной жизни. Родители, в свою очередь, сейчас не очень стремятся прививать детям уважение к учителю и вообще к старшим. - Член народной редколлегии «АиФ» Сергей Одариченко, Владивосток

 

Константин КУДРЯШОВ, Иркутск, Юлия ГАРМАТИНА, Андрей ГРИГОРЬЕВ (Казань), Индира КОДЗАСОВА, Денис КОНДРАХИН (Омск), Анастасия КОРЕНЬКОВА (Томск), Валентина ОБЕРЕМКО, Сурия САДЕКОВА

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах