Примерное время чтения: 7 минут
292

Каждому ученику — школьный ноутбук

Сотрудники московского офиса Intel подвели итоги общероссийского конкурса «Каждому ученику — школьный ноутбук». Суть конкурса, проходившего с начала лета и до 20 сентября, довольно проста: любой российский школьный учитель, работающий в государственном общеобразовательном учреждении (как правило, это школа), мог прислать по электронной почте краткое описание школьного проекта, в котором будут использоваться  персональные мобильные компьютеры ученика Intel Classmate PC. В результате школа каждого из 15 победителей конкурса получила не только компьютерный класс, состоящий из CMPC, но и разностороннюю поддержку: Лаборатория Касперского установит на компьютеры антивирусы и расскажет, как ими пользоваться, а самих учителей-победителей позовут на Вторую международную конференцию «Чему и как учить в XXI веке», которую Intel организовывает в декабре 2009 года.

Выбрать лучших было очень непросто. Представьте — на конкурс прислали более пятисот работ со всей страны: центр России и Дальний восток, города-миллионники вроде Петербурга и Новосибирска и села под Воронежем и Тюменью. При этом речь идет не о развлекательном конкурсе, победа или проигрыш в котором по большому счету ничего не меняют. Компьютерный класс — дело довольно серьезное, так что жюри подошло к задаче очень фундаментально. Здесь важно отметить, что представители Intel, компании, которая традиционно воспринимается как микропроцессорный гигант, люди не посторонние и не равнодушные: Камиль Исаев начал свою работу в Intel с образовательных проектов, а Ярослав Быховский, несколько лет занимавшийся школьными программами и помогавший в организации конкурса, — бывший учитель.

Для прессы Ярослав провел импровизированный ЕГЭ: присутствующие отгадывали города и села, из которых приехали победители, по вот такой карте:

Удивительно, но практически все победители смогли приехать на церемонию награждения даже из самых отдаленных мест нашей необъятной, узнав о победе буквально за пару дней до мероприятия. Не менее удивительно, что призеры говорили сжато, четко, вдохновенно и по делу — один из присутствующих совершенно верно заметил, что этого так не хватает российским политикам.

Мы поговорили с несколькими учителями о том, как именно они используют компьютеры в своей школьной работе.

Анастасия Вячеславовна Юровских, учитель начальных классов Центра образования №173 из Санкт-Петербурга, работает в школе, где учится более 200 детей с ограниченными возможностями здоровья. Вот что рассказывает о своем учебном заведении руководитель этого Центра Наталья Михайловна Цындря:

— Половина наших учащихся, а это более 200 человек, — дети с ограниченными возможностями здоровья, из них 45 детей — учащиеся начальной школы. Эти ребята часто болеют, поэтому мы прибегаем к дистанционному обучению. В этом году 71% наших выпускников решили продолжить образование, 45% поступили в вузы. Это замечательный результат. У нас есть ребенок с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, который стал победителем национального проекта «Образование», сейчас он — студент 1-го медицинского университета. Я очень надеюсь, что и другие наши дети будут становиться победителями благодаря этой программе Intel, которая начнет реализовываться уже в этом учебном году. Мы составим рациональное расписание, чтобы использовать весь комплекс техники не только на уроках биологии и естествознания, как указано в нашей заявке, но и на уроках литературы, и других предметах — очень хочется, чтобы наши выпускники готовились к ЕГЭ активно и осознанно.

  

А вот что говорит Елена Ильинична Африна, учитель физики и завкафедрой московской гимназии №1567:

— В нашей гимназии — а это одна из первых трех гимназий Москвы — уже 15 лет идет придуманный нами курс «Основы естественнонаучных исследований». Это такая игра в ученых в пятом-шестом классе. Дети делают все, чем занимаются ученые-экспериментаторы: проводят опыты и лабораторные работы, ведут журналы, выступают на конференциях и пишут статьи; там, где по программе обычно 5-6 лабораторных работ, у нас — 26. В нашем курсе акцент идет на формирование у детей исследовательских навыков — с тем, чтобы они сначала ручками все потрогали, а потом заинтересовались теоретической частью. При этом у нас образовался союз учителей информатики, физики, биологии и других предметов — дети не просто изучают информатику, их уроки связаны с заданиями по другим предметам. Например, ребята из пятых-шестых классов на уроках информатики учатся делать подписи и рисунки к своим собственным опытам, обрабатывать фотографии, вставлять их в презентации, которые они готовят к своим выступлениям. Собственно, под этот естественнонаучный курс мы и писали наш конкурсный проект, ведь у нас компьютер — не замкнутая вещь, а инструмент в руках будущего исследователя. Порядка 60% наших выпускников поступает в МГУ, причем в основном на бюджетные отделения.

Как видите, и детям с ограничениями по здоровью, и молодым ученым использование компьютера в школе помогает достигать прекрасных результатов. Здорово, что CMPC попадут в руки к неравнодушным людям, которые сумеют органично встроить эти небольшие нетбуки в процесс школьного обучения. Но все это — только начало большого пути. Например, среди иных образовательных начинаний Intel занимается переподготовкой учителей: программа Обучение для будущего помогает всем желающим учителям научиться использовать компьютерную технику и другие современные педагогические методики в школьном образовании. Представьте: с 2002 года только в России по этой программе прошли подготовку 530 тысяч учителей (это более полумиллиона человек!), 120 тысяч человек будет обучено в этом году. Из встречи с учителями становится понятно, что в нашей стране очень много самых настоящих энтузиастов, радеющих за школьное образование — остается надеяться, что их энтузиазм будет и дальше поддерживаться такими организациями, как компания Intel, благотворительный фонд «Вольное дело» и «Лаборатория Касперского», которые помогают отечественному образованию там, где у государства не хватает бюджетов, знаний или умений.

После награждения учителей на мероприятие в соседнем зале собрались российские участники международного конкурса ISEF — хорошее начинание для того, чтобы собрать вместе и подружить ту молодежь, которая движет отечественную науку вперед. На встречу были приглашены участники международного финала разных лет (с 1998 по 2009 год), школьные наставники, воспитавшие победителей этого престижного конкурса, директора и представители российских этапов Intel ISEF. Вера Баклашова, директор образовательных программ Intel в России и СНГ, приветствовала собравшихся и официально объявила о создании клуба Intel ISEF в России. Она передала слово представителям российских этапов Intel ISEF, которые коротко рассказали о перспективах развития конкурсного движения в России и выразили благодарность компании Intel за поддержку научно-технических состязаний школьников. В качестве специального гостя перед собравшимися выступил академик Борис Бабаян, ученый, более полувека занимающийся компьютерными архитектурами (см. развернутое интервью с Борисом Бабаяном). Борис Арташесович поведал о своих студенческих годах и рассказал о своей сложной, но интересной работе, дав ребятам напутствие: «Если вы будете абсолютно честны в технологиях, которыми занимаетесь, и если у вас хватит таланта, то успех вам будет обеспечен».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах