Этими вопросами мы задаёмся не одно столетие. Вспомним хотя бы знаменитые строки М. Ю. Лермонтова:
«Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой...»
Берег утопий
Русские рационалисты многократно предупреждали о пагубности заклинаний об особенностях нашей души, а следовательно, и о необходимости какого-то особого устройства национальной жизни, «особого пути». Эти изыскания лишь затемняют познание причин затянувшегося русского отставания от Европы. Поиск особого пути, который по масштабу, красоте и духовности был бы соразмерен русской душе, уже заводил нас в тупики гражданского развития. Берега народнических, коммунистических и интернациональных утопий усеяны русскими костями.
Но утопия продолжает будоражить наши души. Спорами о русской душе переполнены не только журналы так называемого «патриотического направления», но и Интернет. В Интернете фигурируют 13 млн запросов и высказываний по теме «русская душа». Значит, утопия жива. Впрочем, молодёжная аудитория Интернета относится к этим изысканиям с долей самоиронии.
«Ты наша гордость и уродство,
Простая „русская душа“.
В поступках наших — благородство.
Зато в кармане ни гроша» — посмеивается анонимный блоггер.
Всех порвём!
Какие же особые свойства таит в себе это мифическое русское сердце? Социологические опросы выявляют несколько особенностей. Картина получается весьма противоречивой. Светлое, романтическое в нашей душе уютно уживается с тёмным и порочным. На просьбу социологов назвать две самые очевидные (положительные и отрицательные) черты нашего национального характера опрошенные в первую очередь назвали доброту и пьянство.
В русскую душу уместилось немало и других свойств. Лень, безынициативность и упование на «авось» отмечают 23%, разгильдяйство — 14%, завистливость — 11%.
Знаменитое «русское терпение» выделили 9%. Среди других «русских пороков» — слабохарактерность, неорганизованность, бесхозяйственность, покорность. Среди позитива фигурируют душевность и товарищество (14%), госте-приимство (11%), милосердие и добродушие (3-5%).
Удивляет то, что, несмотря на все многочисленные (и охотно признаваемые) изъяны характера, мы отличаемся повышенной национальной гордыней. 42% опрошенных заявляют, что в отличие от русских у европейских соседей вообще нет положительных качеств. Не отсюда ли наше разудалое «всех закидаем шапками», «всех порвём»?
А что же греки?
Исследователи, впрочем, не отвечают на вопрос: чем же мы всё-таки отличаемся от других народов? Разве финны или англичане не любят выпить? Разве не держат первенства в потреблении пива? Разве итальянцы и греки не отличаются душевностью, добродушием или госте-приимством? А уступят ли нам американцы в умении заехать обидчику по морде? Ну а дисциплинированные немцы, когда они попадают в «благоприятную» среду, по разгильдяйству едва ли уступят русским.
В чём «русская душа» действительно опережает всех — так это, похоже, в умении самозаб-венно любить начальство. Уже несколько лет подряд в Интернете составляется рейтинг самых выдающихся российских льстецов. Среди них (именами поинтересуйтесь в Интернете) и знаменитый кинорежиссёр, и губернатор, и популярные актёры... А фраза «Разве Путин может быть неправым?», сказанная одним из бородатых политиков, видимо, войдёт в будущие хрестоматии.
Над поисками «русской души» и «особого пути», наверное, можно было бы посмеяться. Тем более что реалии нового русского капитализма менее всего способствуют развитию утопического мышления. Жёсткие рамки рынка и капиталистического производства требуют от людей не соловьиной души, а хорошей профессиональной подготовки, деловых навыков, умения вертеться и приспосабливаться. При найме на работу работодатель едва ли будет интересоваться сердечной добротой соискателя, а скорее полюбопытствует, не замечен ли он в пьянстве и воровстве. Характеристики времён СССР, где отмечались «активное участие в жизни коллектива» и «преданность делу Ленина-Сталина», едва ли повлияют на размер зарплаты или премии.
Поощряемые сверху представления об особенностях русской нравственности уже приводили к нелепым казусам. Все мы помним анекдоты брежневских времён об «облико морале» советского человека, помним дурацкие инструкции выездного отдела ЦК КПСС о том, как граждане СССР должны вести себя и одеваться при выезде за границу. Помним, как к каждой выезжающей за границу группе артистов или туристов приставляли блюстителя морали и души из КГБ.
Но далеко ли мы ушли от тех времён? Только что озвученные новые инструкции о воспитании милиционера «с человеческим лицом» свидетельствуют о том, что мы всё ещё в плену старых идеологических мифов. Вместо того чтобы милиционерам достойно платить, гарантировать хорошую пенсию (и лишать всего этого за проступки), их теперь будут учить петь хором, выпускать стенные газеты, проводить литературные конкурсы, коллективно водить в театры и музеи. Или, говоря казённым языком постановления, предупреждать «нравственную деформацию личности средствами культуры и искусства». Но как-то слабо верится, что после участия в выпуске стенгазеты и хорового пения наши «майоры евсюковы» превратятся в доброго участкового Анискина или в дядю Стёпу.
Попытки скрестить модернизацию страны с припудренными представлениями XIX века об особенностях русской души приведут лишь к новым казусам и разочарованиям.