Внимание: в городе появились секретные точки, где можно купить дизайнерские вещи по ценам заметно более низким, чем в бутиках! Веет от этого явления чем-то советским - когда «фирменную» вещь можно было достать только через нужных знакомых. Однако пришли к нам шоу-румы не из союзного прошлого, а из Западной Европы.
Если в Европе шоу-рум является непосредственно «комнатой для показов» (англ. show-room) - неотъемлемым элементом любой Недели моды, где ничего нельзя купить, то в России это скорее «магазины для своих». Изначально шоу-румы были придуманы для байеров (закупщиков продукции для магазинов), чтобы они могли поближе рассмотреть подиумный наряд и сделать крупный заказ. В России шоу-румы не только демонстрируют вещи, но и продают их.
Нередко шоу-румы рекламируют себя в Интернете. Например, ресурс Adensya.ru позволяет посмотреть коллекции шоу-румов и даже узнать цены, не отходя от компьютера. А на сайте butik2.ru есть раздел «виртуальный торговый центр», где модельеры выставляют свои вещи на всеобщее обозрение и продают их, конечно.
Звёздный олимп
Некоторые московские шоу-румы сохранили своё историческое значение. В них могут попасть - по записи! - только московские и региональные байеры, они не работают с частными клиентами и, по сути, ничего не продают, лишь показывают. Правда, для своих (то есть дизайнеров, звёзд, редакторов журналов) они два раза в год устраивают распродажи коллекций по очень выгодным для покупателей ценам. Обычно они представляют свои коллекции на сайтах в Интернете. Например, если забить в поисковике «модный шоу-рум», то в числе первых выскакивает «Totallook», агент молодёжной марки «Denny Rose» в России. Приезжаем к ним в гости. В небольшой комнатке развешаны образцы, взятые непосредственно с итальянской фабрики, и все в единичном экземпляре.
Байер может всё пощупать и заказать товар по фабричной цене, без всяких накруток. По той же схеме работает «Ли-Лу», который является агентом ряда крупнейших итальянских фабрик. Ещё одним модным и закрытым для гостей с улицы местом является «New Berezka». Новое название напоминает покупателям о старой валютной «Берёзке», где можно было найти что-то особенное. «New Berezka» даёт «поносить» на время съёмок одежду Филиппу Киркорову, Владимиру Турчинскому и другим звёздам.
Для тех, кто в курсе
Второй класс шоу-румов - это маленькие магазинчики, рекламируемые сарафанным радио. Они работают каждый день без предварительной записи, но не зазывают к себе прохожих громкими вывесками. Например, в «Ekepeople» за 6-7 тыс. руб. можно купить необычное платье, за 10-13 тыс. руб. - пальто и за 5 тыс. руб. - модные вязаные угги.
Практически у всех молодых российских дизайнеров, участвующих в Неделях моды, есть свои шоурумы в центре Москвы. Найти их весьма непросто. Например, на шопинг к модной девушке Лизе Панкратовой можно записаться только по телефону, который так просто не найдёшь. Дизайнер Алан Муна уже несколько раз менял местоположение своего шоу-рума, но клиентов не убавилось.
А вообще чаще всего российские дизайнеры и модельеры объединяются и продают под одной крышей несколько брендов. В Интернете можно найти шоу-рум «Ground-around», где за западными названиями скрываются талантливые российские модельеры. Здесь можно найти платья для повседневной носки за 1,5-4 тыс. руб., а шёлковые наряды для выходного дня обойдутся в 6-13 тыс.
Тайные покупки на дому
И наконец, третий вариант шоу-рума - квартирный. Чаще всего в этих квартирах продаётся не одна конкретная марка, а всё подряд. Владелица привозит вещи, скажем, из Италии и продаёт по почти итальянским ценам. Такие шоу-румы обычно нигде не рекламируются, потому что созданы нелегально. И попасть туда можно, только зная мобильный телефон продавца.
Учтите, что кассовых чеков здесь не выдают, так что вернуть или поменять наряд проблематично.