О буднях бойцов столичного Отряда милиции особого назначения (ОМОН) «АиФ» рассказал их командир Вячеслав ХАУСТОВ.
Фанаты и несогласные
- Москва, несмотря на свои немалые размеры, сравнительно спокойный город, и массовые беспорядки, к счастью, здесь случаются не так уж часто. Оправданно ли содержание отряда более чем в 2 тыс. человек, да ещё и с бронетехникой?
- Хорошо, что вам кажется, будто город спокойный. Часто беспорядков удаётся избежать именно потому, что в нужном месте и в нужное время оказываются наши сотрудники. Не говоря уже о случаях проведения массовых мероприятий, которые происходят минимум два раза в месяц. Так что в самые «жаркие» дни всего отряда бывает и недостаточно. Как правило, на каждом митинге, открытом концерте, матче и т. д. мои подчинённые находятся в резерве и не показываются на глаза без необходимости.
- Так уж и не показываются, а не они ли дежурят на стадионах, чтобы одним своим видом сдерживать фанатов? Кстати, как строятся ваши отношения с ними?
- Перед важными матчами мы стараемся встретиться с главами группировок болельщиков играющих команд. При этом они чаще всего не выражают друг к другу никакой агрессии, а, наоборот, очень мило общаются. Но стоит фанатам объединиться, как начинаются оскорбления. У нас уже есть отработанная схема, позволяющая успешно бороться с ними, и в последнее время на стадионах и на подходах к ним не случалось ни одной крупной драки. Мы задерживаем зачинщиков и провокаторов в перерыве или после окончания матчей. Нашим бойцам сложнее всего противостоять хулиганским выходкам в метро - на ограниченных по размерам перронах и в тесноте вагонов нет возможности развернуться, но и там пресекаем беспорядки вместе с сотрудниками оперативных полков УВД.
- А как насчёт различных «маршей несогласных» и других политических акций? Их участники часто жалуются на жестокость со стороны омоновцев...
- Если устроители мероприятия не получили официального разрешения, наша задача - не допустить его проведения. Ведь митингующие перекрывают улицы, создают помехи транспорту и пешеходам, мешают работе госучреждений. В этих случаях бойцам приходится применять силу. Но нормальные москвичи хотят порядка в своём городе. И у них никогда не будет проблем с нашими сотрудниками.
Очередь на войну
- Не секрет, что московские омоновцы служат в «горячих точках». Нет ли опасности, что, приехав с войны, они увидят смертельного врага в мирном студенте или бабушке?
- После возвращения бойцов из таких командировок делается всё, чтобы полностью вернуть сотрудника к обычной жизни. Отбор в ОМОН проходят люди с гибкой психикой, готовые к резким жизненным поворотам. Кстати, сейчас в отряд стоит очередь из желающих, которых принимаем на конкурсной основе. Всегда предупреждаю тех, кто ищет романтики: после нескольких лет обучения, ежедневных дежурств и напряжённых командировок некоторые сдаются и уходят.
- У столичных сил правопорядка случались и проколы, скажем, беспорядки в центре города. Были сделаны выводы?
- Ошибки случаются - глупо это скрывать. Каждое ЧП в инструкциях не пропишешь. После них проводятся служебные проверки, виновные наказываются, а подразделение становится опытнее.