Советское наследие
Наследие советского прошлого очень прочно вошло в нашу жизнь. Нам еще долго предстоит изживать инструментальное, а порой и хищническое отношение к человеку и вытекающие из него методы воспитательной работы. Конечно, не все было плохо в советской воспитательной системе, но ее тесная связь с коммунистической идеологией породила свою пагубную специфику. В большой степени советская педагогика отвергла безусловную ценность каждого человека с его личным призванием и талантами, отвергла бережное отношение и доверие к каждому ребенку. Опыт личного свидетельства часто обесценивался, искоренялся. Задача была проста: правильно мыслить и вести себя, соответствовать линии «партии и правительства». Свобода, творчество, личное мнение, нравственная правда фактически не имели ценности в советские годы, а порой и искоренялись. Методом воспитания часто было насилие: психологическое и административное давление или манипуляция.
Как бы это странно ни звучало, но сейчас мы можем видеть, что иногда советская воспитательная система, взятая на вооружение не имеющими соответствующего образования доброхотами, именуется «православной». Последние 20 лет дали достаточно примеров «православного» воспитания, основанного на поиске врагов, на недоверии к человеку, на насилии, на стремлении ограничить людей.
Что же такое на самом деле православная педагогика?
О педагогике вообще
Педагогика - это система обучения и воспитания. В реальности –– это некоторые формы и методы работы (если можно так выразиться) с детьми ради какой-то цели.
С некоторой долей условности педагогику можно разделить на две обязательные составляющие: обучение (передачу знаний и навыков) и воспитание –– приобщение к жизненным ценностям, нравственности, эстетике. Понятно, что это вещи взаимосвязанные, но все же на практике возможны перекосы как в одну, так и в другую сторону. Вполне можно учить и не воспитывать. В этом случае человек может стать неким инструментом, которым манипулируют, он плывет по течению и не имеет воли и ориентиров самостоятельно, ответственно строить свою жизнь. Всем известны примеры очень способных и знающих людей, отличающихся чудовищной безнравственностью или находящихся в полной зависимости от родителей или начальства. С другой стороны, можно потратить силы на воспитание и в итоге получить оранжерейный цветок: нечто восхитительное, но неспособное к жизни среди людей, боящееся их, отвергающее общение.
Когда мы говорим о педагогике, то должны признать, что не бывает педагогики самой по себе, она всегда на что-то опирается и ради чего-то существует. Совершенно очевидно, что педагогика христиан - особая. Она имеет своей целью воспитать христианина и опирается на библейское откровение и опыт христианской жизни. Или, говоря иначе, она опирается на христианское понимание человека –– антропологию.
О христианской антропологии
Христиане различают суть человека, его призвание и то состояние, в котором человек находится в данный момент.
Суть в том, что люди сотворены Богом, по образу Божьему. Человек - это личность или, что тоже самое - свободное, уникальное, разумное существо, способное любить.
Христиане верят, что призвание человека - свободно и ответственно жить, развиваться, возрастать в единстве с Богом и людьми, как в семье. Жить, творчески преображая и созидая окружающий мир.
Однако, и в этом одна из ключевых истин христианства, человек отступил от изначального пути, отпал от Бога, обрел смерть, разделения, вражду, тягу ко злу. Говоря проще, христиане настаивают, что человек грешен, его существо, природа повреждены, он духовно болен. Не имея сил противостоять злу, люди вредят и окружающему миру, и себе, и своим ближним.
Но христианство не ограничивается констатацией этих фактов, оно предлагает верующим путь, ведущий к встрече с Богом, предлагает истинную жизнь в богообщении, опыт и заповеди Самого Христа - Сына Божьего, ставшего человеком.
Доверять сказанному или нет - дело каждого. Но именно на этом, достаточно сложном учении и основана христианская антропология. Человек и велик, и уникален, и грешен одновременно, но зло –– это не более чем болезнь, исцелить ее можно истинной верой в Бога, истинным общением с Ним.
Думаю, из сказанного понятно, почему для христиан ребенок –– это не просто чистая доска, где можно «с нуля» написать прекрасный портрет. Это и не чудесный цветок, который по природе автоматически прекрасен и нуждается лишь в правильном уходе. Ребенок для христиан –– это человек во всей его сложности, которому предстоит научиться главному: различать добро и зло, бороться со злом, отстаивать правду.
Об особенностях христианской педагогики
Важно понимать, что антропология –– не более чем философия, мертвая до тех пор, пока не будет вплетена в ткань жизни, пока она не обретет формы и методы своего воплощения. Как и со всякой философией, в этом случае тоже есть опасность сконцентрировать внимание только на основной идее и воплощать ее слишком буквально. Педагогике нельзя усваивать функции самого христианства, перед ней стоит более ограниченная задача –– воспитать христиан.
Христиане, хоть и призваны к Царству Небесному, в то же время живут тут, на Земле. Быть христианином не значит уйти от жизни. Наоборот, это означает всерьез, полноценно и ответственно жить в этом мире, сторонясь греха, борясь со злом, свидетельствуя о правде Божьей и творя волю Божию.
Поэтому христианская педагогика имеет две теснейшим образом связанные задачи. Помогая человеку сделать первые шаги в Царство Небесное, она помогает ему жить в этой жизни. Необходимо, но недостаточно, посодействовать ребенку обрести, оформить и выразить свою веру, узнать свое призвание, познакомиться с опытом христианской жизни и усвоить что-то из него. Надо еще приложить много сил и времени на постепенное вплетение веры в повседневную жизнь, в жизнь гражданскую и семейную.
Стать христианином - это не только научиться азам веры, церковно-славянскому языку, познакомиться с устройством храма, с церковной иерархией. Христиан отличает от других не столько знание, сколько вера и образ жизни, которые передаются не иначе как через личное доверительное общение, через диалог. Знания лишь выражают веру, помогают жить.
На практике христианская педагогика –– это сложное явление и в каких-то своих гранях она совершенно привычна и даже обыденна. Нужно и изучение Библии и знание молитв, нужно знакомство с заповедями Божьими. Но с другой стороны, невозможно воспитать христианина без развития творчества, без занятий спортом или прогулок по осеннему лесу. Невозможно быть верующим без уважения к старшим или культурного поведения за столом.