Чтобы закон заработал
«Есть 18? Подтверди!» - акцию с таким названием запустили недавно российские пивоваренные компании, которые выступают против продажи и потребления пива несовершеннолетними. Акция стала главным трендом XI Московского международного фестиваля пива 2009, что проходил на прошлой неделе в Лужниках. И действительно, без документального подтверждения возраста пиво молодым людям в дни праздника не отпускалось. Чего не скажешь о буднях.
Механизм буксует
Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков, изготовляемых на его основе», как выяснили инициаторы его принятия в 2005 году – представители Союза российских пивоваров (СРП) – на практике не работает. Дабы разобраться в проблеме и привлечь к ней внимание общественности, участники фестиваля совместно с московскими чиновниками в первый же день праздника провели брифинг.
«Сами пивовары распространили в торговых точках знаки-стикеры о запрете продажи пива подросткам»
Причину, по которой закон до сих пор не действует, назвал председатель исполкома СРП Вячеслав Мамонтов - «нет механизма для его исполнения», потому что «у продавца нет права требовать у вас документы». Председатель совета СРП, вице-президент пивоваренной компании «Балтика» Даниил Бриман уточнил: у представителей торговли «нет не только права, но и обязанности». Потому пивоваренное сообщество и присоединившиеся к ним столичные чиновники, в частности, первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк, выступают за разработку соответствующего пакета поправок к федеральному закону, который создаст этот самый механизм. «Когда мы законодательно закрепим за продавцом и право, и обязанность, и ответственность, мы поставим еще один барьер и сделаем шаг навстречу решению проблемы, - заявил Даниил Бриман. – Мы будем уверены, что у подрастающего поколения, которое завтра, возможно, выберет для себя пиво как напиток для потребления, когда станет старше. А сегодня будут другие развлечения».
Москва начнёт, страна подхватит
Но не стоит все сваливать на пенное. Участники брифинга считают, что эта проблема гораздо шире и распространяется на продажу подросткам крепкого алкоголя, табака и энергетических напитков. Юрий Росляк также напомнил о недавнем интервью российского президента, в котором тот озвучил «ужасающие цифры по потреблению алкоголя на территории Российской Федерации», и призвал все общество «проявить и сознательность, и силу воли, чтобы бороться с этим негативным процессом».
А пока свой посильный вклад в эту борьбу вносят сами пивовары. Акция «Есть 18? Подтверди!», по сути, продолжает кампанию, которую проводили производители пенного в 2006-2008 годах. Они распространяли в торговых точках знаки-стикеры, напоминающие о запрете продажи пива подросткам. Нынешняя акция - это общая консолидированная позиция всех ответственных пивоваров, и она направлена на то, чтобы, как выразился Мамонтов, на законодательном уровне «был принят документ, позволяющий продавцам во время продажи пива проверять возраст покупателя». За «возрастную» инициативу активно выступают московские власти. А поскольку столица задает тон всей стране, Даниил Бриман надеется, что эту «акцию поддержат и крупные розничные сети, и мелкие магазины по всей России».