Примерное время чтения: 5 минут
317

Эксперимент АиФ: можно ли достучаться до госструктуры чрез Интернет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. С Днём Великой Победы, дорогие читатели! 06/05/2009

На деревню дедушке

Начали с самого простого: из ЕИРЦ пришла «платёжка» за квартиру с немотивированно увеличившейся суммой к оплате. Ниже был подписан адрес электронного почтового ящика для справок. Мы задали безобидный вопрос — за счёт чего увеличился платёж и не ошибка ли это? Прошло уже более трёх месяцев, а ответа ждём до сих пор. За это время у нас созрел ещё один вопрос: зачем вообще указывать электронный адрес для справок, если отвечать на письма никто не собирается?

Благополучнее сложилось общение с префектурой: в электронной приёмной мы задали вопрос, куда же подевалась песочница во дворе. Через две недели появился ответ с обещанием всё решить, ещё через неделю вернулась на своё место песочница.

Обратиться письменно можно к сотрудникам ГИББД России (www.gibdd.ru) (например, пожаловаться на вымогательство взятки), Роспотребнадзора (www.rospotrebnadzor.ru) («настучать» на магазин, торгующий просроченными котлетами).

Анонимке отказать!

Только стоит иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при электронном обращении обязательно указывайте свои фамилию, имя, отчество, а также почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения. Ведомство может ответить вам как по электронной почте, так и по реальной. К сожалению, закон обязывает чиновника распечатать электронное сообщение и рассматривать его в общем порядке. Если отклика не последовало в течение 30 дней, вы можете пожаловаться в вышестоящие органы, приложив копию электронного обращения.

Приятно отличается от остальных сайт налоговой службы (московский — www.r77.nalog.ru) — его недавно даже похвалил президент.

— Дело в том, что сайт налоговой по-настоящему удобен, — пояснила нам Карина Зорина, главный бухгалтер одной коммерческой структуры. — С него можно скачать программы, в которых легко заполнить платёжное поручение, подать налоговые декларации, бухгалтерскую отчётность, формы 3-НДФЛ, 4-НДФЛ, и также через сайт отправить отчёты в налоговую.

Менее прозрачен сайт ФМС (www.fms.gov.ru). Но зато с него можно скачать анкету для получения загранпаспорта, заполнить на компьютере, распечатать и сдать. Удобно и не придётся упражняться в каллиграфии.

— В нашей стране нет пока ни одного сайта ведомства, позволяющего осуществлять полноценное электронное взаимодействие граждан с властью без необходимости личной подачи документов и присутствия при их получении, — сообщили нам сотрудники Высшей школы экономики. — Но на момент проведения нашего исследования (2008 г.) передовые позиции в рейтинге готовности федеральных органов власти к электронному взаимодействию с населением заняли порталы Росгидромета, Россвязи, Роснедвижимости, Росрегистрации, Росархива, Роспатента, Ростехнадзора и ФНС России.

Правда, в рейтинге стран по развитию e-government («электронного правительства»), который регулярно составляет ООН, мы по-прежнему аутсайдеры — находимся лишь на 60-м месте. Даже Белоруссия и Украина стоят ближе к началу. Впрочем, всего мест 182 — так что могло быть и хуже.

Кстати

Официальные порталы окружных префектур г. Москвы:

  • ЗАО — https://zao.mos.ru/ — форум жителей округа, электронная служба «одного окна», возможность задать вопрос префекту, интерактивная карта округа.
  • ВАО — https://vao.mos.ru/vaomos/ — электронная служба «одного окна», возможность задать вопрос префекту.
  • СВАО — https://svao.mos.ru — пейджер префекта, справочник.
  • СЗАО — https://szao.mos.ru/ — электронная служба «одного окна», возможность задать вопрос префекту.
  • САО — https://sao.mos.ru/ — электронная служба «одного окна», возможность задать вопрос префекту.
  • ЮАО — https://www.uao.mos.ru — вопросы-ответы от представителей власти, биржи труда округа.
  • ЮВАО — https://www.uvao.ru/uvao/ru/ — форум жителей округа, возможность задать вопрос сотрудникам префектуры, интерактивные услуги ЕИРЦ.
  • ЮЗАО — https://uzao.mos.ru — электронная служба «одного окна», возможность задать вопрос префекту, получить по Сети консультацию юриста и психолога.
  • ЦАО — https://cao.mos.ru/ — электронная запись на приём, вопросы и предложения по округу, возможность послать сообщение на пейджер префекта.
  • ЗелАО — https://www.zelao.ru/ — интернет-приёмная, служба «одного окна», возможность послать сообщение на пейджер префекта, интерактивная карта Зеленограда.

Комментарий эксперта «АиФ»

Андрей Жулин, руководитель направления по работе с федеральными органами власти Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ:

— Замена бумажных обращений населения дистанционным общением предполагает преодоление ведомством четырёх стадий. Первая из них — обеспечение информацией об услугах на сайте ведомства. Вторая — вспомогательная, возможность самостоятельно подготовить документы к подаче, пользуясь сайтом. Третья — сервисная, возможность подавать документы через сайт. Четвёртая — интерактивная. Возможность получить все услуги без очного общения с представителями госструктуры. В России ведомства едва достигли второго этапа. Процесс «интернетизации» общения граждан с чиновниками тормозят законодательные пробелы. Например, у нас до сих пор не решён вопрос с идентификацией заявителя посредством Сети. В развитых странах это делается с помощью единых универсальных идентификаторов. При рождении человек получает свой уникальный ID-номер. В России же так и не разобрались с электронной цифровой подписью, нет возможности дистанционной оплаты госпошлины. Решение этих проблем займёт минимум 3-4 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах