Конечно, блогеры, что называется, «проехались» по авторам проекта цветных «Семнадцать мгновений весны» - не спорю, смотрится жутковато. Действительно, Татьяна Лиознова делала черно-белый фильм совсем не потому, что кто-то запрещал делать цветной или от безденежья. В любом фильме существует своя эстетика, своя «аура» и, если можно напрочь уничтожить любимый многими сериал, то именно цветом и дополнительными звуковыми эффектами.
Убожество современного российского кино заставляет нашу медиаиндустрию изворачиваться. Уже полным ходом снимаются новые версии старых лент, но ничего, кроме недоумения или жесткой критики со стороны любителей кино, особенно старшего возраста, не вызывают. «Почему современное российское кино такое омерзительное?» - воскликнул Михаил Поляков в Живом журнале и разразился постом: «С конца 80-х годов минувшего века демо-интеллигенты неустанно вдалбливают в сознание людей мысль, будто советская система, коммунистическая идеология препятствовали творчеству мастеров искусств: дескать, в СССР примитивизировали стиль художников, нивелировали творцов, превращали художественную культуру в средство насаждения классовых ценностей. Сегодня наступило отрезвление. Искусство советской эпохи вновь удостаивается самых высоких похвал со стороны вчерашних критиков».
Жежисты активно поддержали Полякова - действительно, многие советские актеры удостаивались высокой оценки западных мастеров кино – «Один из наиболее авторитетных историков кино Жорж Садуль давал во «Всеобщей истории кино» совершенно иную оценку: советское киноискусство «породило огромное богатство стилей и тем… Стиль, темперамент и темы четырёх великих мастеров советского кино (Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Вертова.— В.В.) поражают…». А разве ведущие мастера, пришедшие в кино в конце 50-х — начале 60-х годов, выросли не в условиях советской системы и создавали свои фильмы вне её? А между тем, какое и здесь богатство стилей: Тарковский и Панфилов, Иоселиани и Шепитько, Шукшин и Бондарчук, Чухрай и Хуциев…
Да, конечно же, все так. И, вот что самое парадоксально для очень многих современников, включая меня самого: начиная с 91 года, освободившись от диктата коммунистической системы, мы не создали ничего достойного внимания: ни в литературе, ни в живописи, ни в кино, да ни в чем ничего не создали… И все эти современные премии и фестивали, «высокие» оценки также не представляют собой ничего примечательного, да и сами звания давным-давно перестали быть чем-то большим, чем знаком того, что обладатель очередной премии всего лишь имеет покровителей с тугими кошельками или наглый проныра. А что - за соответствующую плату литературные негры, как их принято называть, напишут вам все что угодно. И предложений таких более чем предостаточно. То же касается и сценариев, и картин.
Но даже обсуждение этих тем надоело хуже горькой редьки. И хотя на подобные обращения Михаила Полякова откликаются очень много блогеров, ничего неожиданного или интересного в комментариях не найдешь. Ну, понятно, прокляли в очередной раз власть имущих и олигархов, сребролюбие, отсутствие интеллигентности, подлинного образования и так далее до бесконечности. Хорошо бы, конечно, если бы те, кто проклинают современную российскую бездарность, предложили что-нибудь действительно талантливое, но нет.
И будто в ответ на послание Полякова виртуальному пространству Наталия Осс буквально разразилась потоком уничтожающей критики, не просто критики, а гневных проклятий в адрес того же советского кино, которое она когда-то любила. Она «вдруг» посмотрела на любимые многими поколения советских зрителей фильмы «Девчата», «Дело было в Пенькове», «Весна за Заречной улице», «Волга-Волга» и многие другие и буквально растерла, растерзала в пух и прах героев и героинь этих лент. Цитировать все ее пассажи – невозможно по соображениям элементарной цензуры. Но, - «дура», «быдлота», «гнида», «сволочь», «идиот» - это о персонажах. Сценарии – бред. Жизненные истории – это просто издевательство над здравым смыслом свободного, уважающего себя человека:
«Три тополя на Плющихе». Это лучшее! Это вообще классика, как надо отказываться от своего счастья и пускать жизнь под откос. Зато колхоз в порядке, семья в целости и сохранности… Скажите, какими могут быть мужчины в стране, которая смотрела и любила такие фильмы? Да вот такими, как эти герои. Нерешительными, мучительно скованными, не уверенными в себе, готовыми ж...у рвать на немецкий крест, ложиться на амбразуру, под танки, засовывать голову в доменную печь, давать тонны сверх плана, поворачивать реки вспять, вспахивать целину, строить БАМ, ехать за туманом и за запахом тайги, в вечную мерзлоту сваи вбивать, лишь бы не разбираться с самим собой и бабой, которую он полюбил». Словом, все проблемы советских героинь – секс, секс, секс. Недоступный и мучительный. Досталось по полной и Анне Карениной, и бедному Пушкину, - он, оказывается, своим творчеством вымостил сталинскую эпоху. И много еще чего Наталия выплеснула в блогосферу.
Гневное обращение в блогосферу Наталии Осс тоже собрало немалое количество комментариев. И нашлось немало сторонников: «Ой, хорошо! Нет, правда, браво! Особенно приятно, что так пишет женщина…». Кто-то спрашивал, не «стебется» ли она. Кто-то критиковал по-своему тех же героев и фильмы, кто-то, наоборот хвалил: «Уж лучше «Весна на Заречной улице», чем «Дом-2» и «Ранетки». И гораздо большее уважение вызывают молодые учительницы, которые ехали в глушь учить детей, чем малолетние с…, не отказывающие никому….»(gutnik_real).
Давно я не видел такого количества комментариев – девять страниц. Давно не встречал такого жестокого спора. И ведь самое интересное, что писал человек, который когда-то любил все эти фильмы! Ну и что? Я даже не буду спрашивать Наталию Осс о ее личной жизни и «великих» достижениях. Мы все хороши оказались: что мужики, что женщины, что советское поколение, что новое. Заметьте, как бы вы не относились к старому кино, его можно и есть смысл критиковать. Не то, что современные «шедевры» нашего российского искусства: то целующиеся милиционеры в березовой роще, то сериал «Бедная Настя».
«Женя Лукашин вырос на Заречной улице. Мы все выросли на Заречной улице. Ненавижу ее, эту заводскую проходную, что в люди вывела его. И вас. И меня. Сгори в огне, проклятая слободка. Сгинь, изыди, будь проклята навсегда. Пусть никто никогда не поселится в этом убогом бараке. Я больше не живу на Заречной улице. Я переехала. Бегите и вы оттуда. Быстрее, быстрее!» - буквально завопила Наталия Осс.
Нет, Наталья, никуда вы с Заречной улицы не переехали. И «заводскую проходную» не забудете. И где бы вы ни оказались - в Европе, Австралии, США, так и жить будете с этими воспоминаниями и проклятиями.
Мне все равно, на какой улице я родился. Но, думаю, что сохранять собственное достоинство и не плевать в родителей, какими бы они не оказались, - главный критерий настоящей свободы человека.