Социологические опросы показывают - у россиян почти не осталось классовой ненависти к бизнесменам. Люди разглядели в них некую энергию развития. Даже Ходорковского, назначенного главным «врагом народа», устали ненавидеть - недавний опрос, проведённый Левада-Центром, показал: официальная версия его вины уже не устраивает людей.
Где окопался противник?
ОстриЁ неприязни всё чаще направляется не на общипанных олигархов, а на чиновничество и их бюрократические штабы. Сегодня подавляющая часть населения о бизнесменах (особенно мелкой и средней руки) судит так: да, хитрят с налогами, экономят на социальных расходах, не хотят вкладывать деньги в развитие, при первой возможности норовят перетащить их за границу из опасения, мол, «придут и отберут». Но, с другой стороны, часть бизнесменов всё делают сами, создают рабочие места. В зачёт, например, среднему бизнесу идёт и то, что в отличие от старых и новых олигархов при раскатах кризисного грома он не побежал с протянутой рукой в Кремль, а за собственные просчёты расплачивается сам.
Кризис выявил целый ряд изъянов экономической политики последнего десятилетия. Власть не смогла воспользоваться большими деньгами. Инновационное развитие остаётся отдалённой перспективой. А миллиардные нефтяные заначки, о которых так громко трубили по всем телеканалам, тают с поразительной быстротой. Когда речь зашла о распределении кризисной помощи, то хвалёные миллиарды бросили на спасение узкой кучки людей, нахватавших займов за границей. До мелкого и среднего бизнеса, до населения доходят лишь хвосты от бюджетной «селёдки». «Социальное государство» - гордость нашей Конституции - существует лишь в воображении.
Кто в фаворе?
Единственный класс, аппетиты которого не пострадали от кризиса, - чиновничество. По стране катится вал безработицы, а чиновничество наращивает потребление. Зарплаты, премиальные, лечебные, представительские как текли в их карманы, так и текут. Машинный парк, обслуживающий бумажную элиту, не убывает, а все разговоры о том, чтобы пересадить её на отечественные «Волги», с негодованием пресекаются. На днях Генпрокуратура раскрыла вопиющие факты траты средств в Фонде ЖКХ. 97 сотрудников фонда умудрились распилить на так называемые административно-хозяйственные расходы около 240 млн. рублей и нацелились ещё на сотню.
Наглядный пример того, как бюрократы превращают наше «социальное государство» в пародию, на днях прислал в «Аргументы и факты» читатель из Нижневартовска (Тюменская область). 68-летний Юрий Александрович наивно полагал, что сможет воспользоваться положенной ему (как пенсионеру с пенсией ниже прожиточного минимума) скидкой при посещении общественной бани. Не тут-то было! Местное Управление по опеке и попечительству выставило ему целый список документов, открывающих доступ к льготной парилке: копию паспорта; копию пенсионного удостоверения; копию трудовой книжки с записью об увольнении; оригинал документа, подтверждающего затраты, произведённые за пользование банными услугами; копию сберегательной книжки Ханты-Мансийского Сберегательного банка.
Когда пенсионер подсчитал, во сколько ему обойдутся только ксерокопии запрошенных документов, то понял - в Нижневартовске лучше ходить немытым.
Паразиты
Иной читатель может, конечно, подумать, что это мелочи жизни или глупости местного разлива. Но нет. За крючкотворством чиновников помимо презрения и недоверия к народу стоит, как правило, и корыстный расчёт. Если сэкономленные на пенсионерах, льготниках, ветеранах, инвалидах рубли и копейки помножить на число обездоленных, то получается солидная бюджетная экономия, за счёт которой (помимо взяток и откатов) чиновники финансируют своё благополучие. Банные мелочи отражают суть нашего бюрократического государства и его отношение к народу.
За последние 10 лет число чиновников в России удвоилось. Это настоящая беда для населения и обуза для государства. И неудивительно, что появилось понятие «паразитно занятые». А между тем расчёты, проведённые экспертами «Деловой России», указывают на то, что чиновничью «биомассу» можно безболезненно сократить как минимум на 30%.
* * *
Хорошо помню, как в скудные послевоенные годы моя бабушка Федосья Михайловна каждый вечер вычёсывала волосы частым гребнем. От скудности питания, от отсутствия дешёвого мыла и горячей воды Россия основательно завшивела. Приходилось вычёсывать и вычёсывать. Похоже, и с чиновниками нужно применить тот же народный метод.
Найдётся ли у власти частый гребень? Или нам, как Юрию Александровичу из Нижневартовска, предложат реже мыться?..